- Надзор за исполнением законов судебными приставами представляет собой отдельное направление прокурорской деятельности, заключающееся в наблюдении Генеральным прокурором РФ и специально уполномоченными нижестоящими прокурорами за исполнением судебными приставами требований федерального законодательства, касающихся исполнения решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также других органов и учреждений, которым законом предоставлено право возлагать на лиц обязанности по передаче соответствующего имущества, денежных средств либо совершения в их пользу определенных действий или воздержания от совершения данных действий, а также исполнения требований закона о соблюдении порядка деятельности судов.
- Закон о прокуратуре закрепляет данное направление прокурорской деятельности наряду с отраслями прокурорского надзора.
- Вместе с тем выделение надзора за исполнением законов судебными приставами в отдельную отрасль вызывает дискуссии.
Сторонники признания прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами отдельной отраслью считают, что в процессе исполнительного производства складываются особые правовые отношения принудительного характера, допускающие существенное ограничение основных конституционных прав, свобод и законных интересов лиц в распорядительном внесудебном порядке. В этой связи для обеспечения законности и защиты прав, свобод и законных интересов указанных лиц необходимо осуществление целой системы надзорных мер аналогично тому, как осуществляется надзор за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими назначенные судом наказания и иные меры уголовно-правового характера, или надзор за исполнением законов при производстве оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования. Поэтому прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами организационнометодически должен быть выделен из общенадзорной прокурорской деятельности на самом высоком уровне – в отдельную отрасль прокурорского надзора.
Противники выделения данного направления деятельности в отдельную отрасль полагают, что деятельность судебных приставов в силу зависимого от судебной власти характера не обладает достаточной комплексностью для признания ее в качестве самостоятельной отрасли.
Узкое содержание правовых отношений, складывающихся в исполнительном производстве, и зависимый от судебных органов характер деятельности судебных приставов не позволяют прокурору реализовать всю полноту надзорных мер, свойственных для отдельной отрасли надзора.
К тому же сам Закон о прокуратуре не закрепляет отдельные правовые средства надзора за судебными приставами. Прокурор, надзирая за их деятельностью, фактически использует общенадзорные полномочия.
На сегодняшний день прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами представляет собой формирующуюся самостоятельную отрасль прокурорского надзора.
Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами имеет свою специфику.
Во-первых, в силу того, что в ходе исполнительного производства возможно существенное ограничение конституционных прав, свобод и законных интересов лиц со стороны судебных приставов, надзор носит инициативный характер.
Во-вторых, поскольку при исполнении судебных решений административная деятельность тесно переплетается с судебной, надзор носит комплексный характер, включая отдельные элементы участия в суде.
В этой связи одним из направлений деятельности прокурора в данной сфере является участие в судебных заседаниях при разрешении вопросов исполнительного производства и законности выносимых судебных актов.
Основные задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами заключаются в обеспечении:
- законности осуществления исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;
- безусловного исполнения требований закона о соблюдении порядка деятельности судов;
- законности розыска должников организаций, а также имущества должников;
- интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве, а также в процедурах банкротства;
- соблюдения и исполнения Положения о Федеральной службе судебных приставов об организации приема граждан, своевременного и полного рассмотрения их устных и письменных обращений с уведомлением о принятии решений в установленный законодательством РФ срок.
Предмет и пределы надзора
Предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами определяется ст. 21 Закона о прокуратуре с учетом положений действующего законодательства, регулирующего деятельность судебных приставов. В предмет прокурорского надзора включают:
Некоторые авторы уточняют предмет надзора, дополнительно включая в него обеспечение законности при:
- осуществлении исполнительного производства по принудительному исполнению судебных актов;
- осуществлении исполнительного производства по принудительному исполнению актов иных органов;
- осуществлении розыска должников и их имущества;
- рассмотрении и разрешении приставами жалоб и иных обращений граждан;
- возбуждении и реализации исполнительного производства.
Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами имеет четкие пределы.
По кругу поднадзорных субъектов. Предметом прокурорского надзора охватывается деятельность как судебных приставовисполнителей, так и приставов, обеспечивающих порядок в судах.
На общенадзорном уровне в предмет надзора входит деятельность Федеральной службы судебных приставов РФ, службы судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции, управлений и отделов службы судебных приставов в субъектах Федерации, а также районных и межрайонных подразделений службы судебных приставов.
Прокурорским надзор охвачена деятельность Главного судебного пристава РФ, старших судебных приставов, приставов-исполнителей, ведущих конкретные исполнительные производства.
Деятельность дознавателей ФССП исключена из предмета надзора данной отрасли. Надзор за этой деятельностью осуществляется в рамках прокурорского надзора за процессуальной деятельностью дознавателей.
Пределы по кругу нормативно-правовых актов включают в себя прокурорский надзор за соблюдением и исполнением требований, содержащихся в:
- общепризнанных нормах и принципах международного права;
- Конституции РФ;
- федеральных конституционных законах;
- ратифицированных и вступивших в установленном порядке международных договорах (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ);
- федеральных законах.
Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами: сущность, предмет, задачи
Переход к новым рыночным отношениям диктует все более актуальную проблему, связанную с исполнением судебных актов и актов иных органов в области имущественных, семейных, трудовых, административных и прочих правонарушений. Из-за низкой исполнительной дисциплины страдают отдельные лица, а также общество в целом, так как снижается эффективность функционирования судебной системы.
Сущность прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
В период 1990-х гг. проводился комплекс мероприятий, направленных на реформирование исполнительного производства в государстве. Был признан недействительным институт судебных исполнителей и образована новая государственная служба судебных приставов.
Также Правительство решило обновить правовую основу исполнительного производства. Для этой цели приняли Федеральные законы от 21 июля 1997-го г. касаемо судебных приставов, от 21 июля 1997-го г.
относительно исполнительного производства, внесли соответствующие изменения в действующее законодательство и прочие нормативно-правовые акты.
Данные изменения затронули и Закон о прокуратуре, дополненный в 1999-м г. новой отраслью прокурорского надзора (надзор за исполнением законов судебными приставами). Но, к несчастью, закон не определяет конкретное содержание этой отрасли, ее предмет, функции прокурора (по образу остальных отраслей надзора).
Замечание 1
В ходе раскрытия сущности и содержания этой отрасли надзора, как правило, исходят из общих положений Закона о прокуратуре, затрагивающих виды прокурорского надзора, предмет и объекты прокурорского надзора, функции прокуроров при реализации надзора за исполнением законодательства.
В правовую основу изучаемой отрасли прокурорского надзора, помимо Закона о прокуратуре, входят:
- Федеральный закон, касающийся судебных приставов;
- Федеральный закон от 02 октября 2007-го г. относительно исполнительного производства;
- Положение о Федеральной службе судебных приставов, подписанное Указом Президента России от 13 октября 2004-го г.;
- Положение, касающееся территориального органа федеральной службы судебных приставов, подписанное приказом Министерства юстиции России от 09 апреля 2007-го г.;
- Указание Генеральной прокуратуры России от 12 мая 2009-го г. касаемо организации прокурорского надзора за исполнением законодательства судебными приставами.
Некоторые вопросы исполнения решений суда регулируются с помощью ГПК, УПК, АПК, УИК и других законодательных актов РФ.
Содержание рассматриваемой отрасли надзора заключается в том, чтоб при помощи способов и средств прокурорского реагирования обеспечивать законность в работе судебных приставов, своевременное совершение исполнительных действий и применение мер принудительного характера, уважение чести и достоинства граждан, связанных со сферой деятельности судебных исполнителей.
Определение 1
Объекты прокурорского надзора за выполнением законов судебными исполнителями – это Федеральная служба судебных приставов (ФССП РФ), подчиняющаяся Министерству Юстиции России, территориальные органы с должностными лицами – судебными приставами.
Определение 2
Территориальные органы ФССП России являются единой централизованной системой, возглавляемой Федеральной службой судебных приставов. Она состоит из территориальных органов (управления, отделов), действующих на территории субъектов России, районов, городов, межрайонных и специализированных подразделений ФССП РФ.
К должностным лицам, поднадзорных прокурорам, относятся:
- Главный судебный пристав России (он же директор ФССП РФ) со своими заместителями;
- главные судебные приставы субъектов России (это руководители территориальных органов ФССП, которые действуют на территории субъектов России) со своими заместителями;
- старшие судебные приставы с судебными приставами.
Задачи судебных приставов
Служба судебных приставов выполняет следующие задачи:
- обеспечивает установленный порядок деятельности высших судебных органов (Конституционный Суд России, Верховный Суд России, Высший Арбитражный Суд России, суды общей юрисдикции и арбитражные суды);
- осуществляет принудительное исполнение судебных актов, актов иных органов и должностных лиц (например, нотариально удостоверенные соглашения, связанные с уплатой алиментов, акты по делам об административных нарушениях и пр.);
- исполнение закона об уголовном судопроизводстве по делам, которые УПК относит к подследственности органов ФССП РФ.
Две группы судебных приставов
Судебные исполнители зависимо от выполняемых обязанностей делятся на судебных приставов по осуществлению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.
Судебные исполнители 1-ой группы обеспечивают установленный порядок работы следующих органов:
- суды общей юрисдикции и арбитражные суды;
- Конституционный Суд России;
- Верховный Суд России;
- Высший Арбитражный Суд России.
Они осуществляют общественный порядок в зданиях и помещениях судов, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений.
Осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также актов иных органов и должностных лиц является задачей судебных приставов-исполнителей.
Эти две группы судебных приставов существенно различаются по правовому статусу. Если работа судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в общем-то является правоохранительной, то работа судебных приставов-исполнителей имеет обеспечительное значение, направленное на принудительное выполнение решений, выносимых судами, решений иных органов и должностных лиц.
Задачи и предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами
К задачам прокурорского надзора за исполнением законодательства судебными приставами относится:
- обеспечение законных действий в деятельности судебных приставов;
- защита прав и законных интересов физических и юр. лиц, по отношению к которым возбудили исполнительное судопроизводство;
- обеспечение установленного законодательством порядка деятельности судебных органов и справедливого исполнения их решений.
Предмет надзора исследуемой отрасли в Законе о прокуратуре не обозначен. Определяя его содержание, необходимо опираться на общие положения о предмете надзорной прокурорской деятельности, которые изложены в Законе о прокуратуре. Следует принимать к сведению задачи, реализация которых возложена на службу судебных исполнителей и правовое положение судебных исполнителей.
Определение 3
Учитывая вышеизложенный материал надо отметить, что предмет надзора в рамках рассматриваемой отрасли – это исполнение законов судебными исполнителями.
Прокурорский надзор за выполнением законодательства осуществляется в таких направлениях:
- соблюдать установленный порядок принудительного выполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц;
- исполнять законы в процессе обеспечения установленного законного порядка деятельности судебных органов;
- соблюдать права и законные интересы физических и юр. лиц;
- соответствовать законодательству правовых актов, которые издают должностные лица службы судебных приставов.
Исполнительное производство
Определение 4
Под исполнительным производством понимается установленный законодательством порядок принудительного осуществления судебных актов, актов иных органов и должностных лиц с целью защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.
Это касается актов, в которых возлагаются на граждан, организации либо бюджеты всех уровней обязанности передавать иным гражданам, организациям либо в соответствующие бюджеты денежных средств и прочего имущества или совершать в их пользу конкретные действия или воздержаться от совершения данных действий.
Исполнительное производство является довольно сложным производством. Оно включает в себя 3 стадии:
- возбуждение исполнительного производства;
- осуществление исполнительного производства;
- окончание исполнительного производства.
У судебного пристава-исполнителя после того, как вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства, имеется право на осуществление комплекса исполнительных действий, которые направлены на принудительное выполнение судебных актов и актов иных органов и должностных лиц. В частности, судебный пристав-исполнитель может осуществлять:
- вызов стороны исполнительного производства и иных лиц;
- запрос необходимых сведений, проведение проверок;
- проникновение в жилые и нежилые помещения, хранилища;
- наложение ареста на имущество и пр.
При неисполнении должником добровольным путем требований, которые содержатся в исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель имеет право на применение мер принудительного характера, в частности:
- обратить взыскание на имущество, деньги и ценные бумаги должника;
- наложить арест и изъять у должника имущество, присужденное взыскателю;
- принудительным путем вселить взыскателя в жилое помещение;
- принудительным путем выселить должника из жилого помещения и пр.
Порядок деятельности судов всех уровней обеспечивается согласно Закону о судебных приставах. Данная функция возложена на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Содержание данной деятельности состоит, главным образом, в осуществлении правоохранительной функции. Судебный пристав несет обязанности касаемо:
- поддержания общественного порядка;
- предупреждения и пресечения преступлений и правовых нарушений в здании и помещениях судебных органов;
- обеспечения безопасности судей, присяжных заседателей и иных сторон судебного процесса и пр.
Помимо этого, судебные приставы выполняют отдельные поручения суда (судьи), связанных с безопасной доставкой уголовных дел и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания, приводом лиц, которые уклоняются от явки в суд, и пр.
Пример 1
Судебный исполнитель имеет широкие права при исполнении своих обязанностей. Например, в процессе привода лиц, которые уклоняются от явки в судебный орган, он вправе входить на территории, в помещения, в т.ч. жилые, осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность у лиц, которые находятся в зданиях, помещениях суда, досматривать людей и их вещи и пр.
Требования судебного исполнителя обязательны для лиц, которые присутствуют в зале заседания суда. В законодательном порядке он вправе применить физическую силу со специальными средствами и огнестрельным оружием.
Определение 5
Согласно положениям Закона о прокуратуре, Закона о судебных приставах (статья 18), исполнение законодательства судебными приставами при реализации ими вышеуказанных функций является предметом прокурорского надзора исследуемой отрасли.
Пределы прокурорского надзора
Если полномочия судебных приставов-исполнителей в области исполнительного производства в полном объеме охватываются изучаемой отраслью, то о полномочиях судебных приставов по обеспечению деятельности судов такое сказать невозможно.
Таким образом, к компетенции судебных приставов по обеспечению деятельности судебных органов, как мы уже отмечали, относится выполнение поручений судьи по вопросам обеспечения порядка в залах и помещениях суда, по принудительному доставлению лиц, которые уклоняются от явки по вызовам в суд, и пр.
Замечание 2
Законность данных действий судебных исполнителей не относится к предмету надзора прокурора, так как прокуратура не реализует надзор за законностью деятельности судебных органов..
Не относится к предмету исследуемой отрасли надзор за законностью производства дознания органами ФССП РФ по уголовным делам, относящимся УПК к их компетенции (пункт 4 части 3 статьи 151 УПК), так как процессуальная деятельность – это предмет другой отрасли надзора, который отвечает за исполнение законодательства органами дознания и предварительного следствия.
Кому подчиняются судебные приставы: контролирующие органы, иерархия и структура подчинения
Если граждане интересуются, кому подчиняются судебные приставы, значит, им пришлось встретиться с сотрудниками из этого ведомства. Так уж повелось, что по приятным причинам они не появляются в жизни. Порядок на судебных заседаниях обеспечивают эти специалисты. Без них не исполнялись бы многие судебные решения.
Кому подчиняются судебные приставы? Обычно старшему служащему в подразделении. Многие положения для их правомочного поведения в 1997 году установлены Федеральным законом № 118-ФЗ.
В законодательном акте распределена иерархическая служебная лестница, где указана подчиненность по старшинству как внутри структуры, так и по отношению к вышестоящим инстанциям.
Кто занимается принудительным исполнением?
В России действует Федеральная служба судебных приставов, сотрудники которой уполномочены осуществлять принудительное исполнение актов, исходящих из судов и различных правомочных органов. Если встает вопрос, кому подчиняются судебные приставы, то ответ на него прост. Деятельность службы контролирует и координирует Министерство юстиции РФ.
Как и любая часть правовой системы, состоит она из различных иерархических ветвей, нижние из которых подчинены высшим инстанциям, где территориальные органы соединены в единую систему центральным аппаратом.
К примеру, кому подчиняются судебные приставы отдельно взятого подразделения? Однозначно, старшему по чину, то есть человеку, назначенному высшим руководством для управления в конкретном подразделении.
Функции центрального органа
Центральный аппарат руководит всеми службами, распределенными по территории РФ, но во главе ведомства стоят следующие должностные лица:
- директор ФССП, он же — главный судебный пристав;
- первый заместитель;
- заместители;
- помощники и советники.
Внутри центрального аппарата созданы управленческие отделы, отвечающие за работу структурных подразделений по каждому направлению. Они состоят из управлений, которые тоже поделены на отделы.
Актуальность проблемы
Каким бы ни было ведомство по уровню статуса, там работают люди, которым свойственны ошибки, возможны злоупотребления своей властью. Поэтому так остро в последнее время встал вопрос о том, кому подчиняется служба судебных приставов.
Некоторые граждане ищут ответ на него, чтобы получить помощь и защититься от самоуправства сотрудников при исполнении профессиональных обязанностей.
Прежде всего любая деятельность подчинена закону, а реализатором его являются судебные инстанции.
Подавать жалобы — это право гражданина, но сразу начинать с высшего руководства не стоит, да и оно обязательно поинтересуется, какие стадии пройдены и совершена ли попытка урегулировать спор мирным способом.
Порядок формирования
В каждом субъекте сформировано свое территориальное подразделение ФССП. В крае или области оно тоже состоит из своего аппарата, который управляет районами. На местах отделы имеют начальника, заместителя. Здесь находится подразделение из восьми человек и старший, кому подчиняются судебные приставы-исполнители. В одной связке с ними работают:
- сотрудники по обеспечению порядка в судах;
- специалисты по проведению экспертиз;
- следователи по депозитным счетам;
- дознаватели и делопроизводители.
В Конституции РФ для каждой государственной структуры, частной организации или простого обывателя описаны главные принципах и порядок деятельности.
Нормативное регулирование
На основании положений главы 3 ФЗ-2202-1 от 17.01.1992г. обязанность надзирать за выполнением законодательных актов службами, производящими ОРД, дознание и предварительное следствие.
Помимо этого, существуют различные ведомственные акты, которыми работники прокуратуры должны руководствоваться при осуществлении контрольных функций по исполнению норм права сотрудниками ФССП.
Прокурорский надзор за деятельностью судебного пристава
Как указано в п. 4 ст.19 ФЗ № 118 надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — ФЗ О прокуратуре) осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
На первый взгляд, особых проблем с пониманием прокурорского надзора как одного из способов обеспечения законности в деятельности судебных приставов не возникает в силу абсолютной конкретизации субъекта, его осуществляющего.
Однако в условиях существования различных форм и видов защиты прав и свобод граждан (например, судебное оспаривание или уже рассмотренное нами обжалование в порядке подчиненности) возникает вопрос выбора. А для того, чтобы сделать правильный выбор (наиболее подходящий для конкретной ситуации), необходимо понимать разницу между ними.
Прокурорский надзор является разновидностью надзора. В законодательстве и в теории надзор не всегда четко разграничивается с контролем.
Иногда эти понятия употребляются как синонимы, и различий между ними не проводится, что вызывает определенные трудности в понимании надзора как самостоятельного способа обеспечения законности в деятельности судебных приставов.
В сложившейся ситуации гражданам не просто решить, какую наиболее эффективную форму защиты своих нарушенных прав в данной конкретной ситуации необходимо избрать: обращение в прокуратуру, подачу жалобы главному судебному приставу субъекта РФ и т. д.
Однако все-таки есть ряд сущностных характеристик, позволяющих различить контроль и надзор (таблица 5).
Таблица 5. Различия контроля и надзора
Наименование отличия | Контроль | Надзор |
По проверяемым субъектам | Осуществляется в отношении организационно подчиненных субъектов либо в отношении субъектов, пусть и не подчиненных, но входящих в систему органов исполнительной власти либо находящихся в ведении органов исполнительной власти | Осуществляется в отсутствие организационной подчиненности надзирающего и поднадзорного субъекта. |
По объекту проверки | Проверяется как законность, так и целесообразность принимаемых решений | Проверяется только законность принимаемых решений |
По объему проверки | Может осуществляться во всех сферах деятельности подконтрольного субъекта(внутренний контроль) или в отношении отдельных сфер, по отдельным вопросам деятельности (внешний) | Осуществляется по конкретным вопросам, регламентированным в специальных нормативах, правилах, требованиях, стандартах, содержащихся в нормативных актах |
По пределам вмешательства | Допускается вмешательство в оперативно-хозяйственную, конкретную исполнительнораспорядительную деятельность подконтрольного субъекта, существует право давать указания о том, как ему необходимо действовать | Не допускается вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного субъекта, нет права давать указания о совершении каких-либо действий |
По виду применяемой к нарушителям ответственности | К нарушителям применяются меры дисциплинарной ответственности | Нарушители привлекаются к административной ответственности |
Исходя из названных различий и существа претензий к судебному приставу (должностным лицам ФССП), можно более-менее осознанно определиться с тем, куда обращаться с жалобой: к вышестоящему должностному лицу ФССП (использовать возможности внутриведомственного контроля) или к прокурору (использовать возможности надзора).
Надзор за исполнением законов судебными приставами — одно из направлений прокурорского надзора (ст. 1 ФЗ О прокуратуре)[1].
- Исходя из положений ст. 21 предмет данного направления прокурорского надзора может быть сформулирован следующим образом:
- соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, Министерством юстиции РФ, ФССП РФ, их должностными лицами;
- соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.
Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах их нарушения, требующих принятия мер прокурором. Поводом для проверки являются заявления, жалобы, обращения и иные сообщения о нарушении законов судебными приставами.
Для осуществления надзора прокурор наделен следующими полномочиями:
- • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения вышеназванных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
- • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов
- для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
- • вызывать должностных лиц для объяснений по поводу нарушений законов.
- ФЗ О прокуратуре предусмотрено несколько видов мер реагирования прокурора на нарушения законов судебными приставам и должностными лицами ФССП РФ.
- 1. Протест прокурора — это его реагирование на противоречащий закону правовой акт исполнительного органа или должностного лица. Он приносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшим этот акт. В протесте прокурор вправе требовать отмены правового акта либо приведения его в соответствие с законом. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок его рассмотрения. О результатах рассмотрения прокурору сообщается незамедлительно в письменной форме. Если протест рассматривается коллегиальным органом, о дне его заседания сообщается прокурору, принесшему протест, чтобы он мог лично поддержать протест.
- 2. Представление прокурора готовится на основе материалов прокурорских проверок и преследует цель устранения нарушений законов, причин нарушений и способствующих им условий. Оно вносится в орган или должностному лицу, правомочным устранять нарушение закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты конкретные меры, и о результатах сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне его заседания.
- 3. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится в случае обнаружения административного правонарушения, совершенного судебным приставом (должностным лицом ФССП РФ). Оно подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
- 4. Предостережение о недопустимости нарушения закона объявляется прокурором судебному приставу (должностным лицам ФССП РФ) в целях предупреждения правонарушений при наличии данных о готовящихся противоправных деяниях. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Полномочие прокурора обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 35 ФЗ О прокуратуре).
При этом в АПК РФ, ГПК РФ, иных законах возможности прокурора по участию в рассмотрении судами дел, связанных с соблюдением законности именно в деятельности судебных приставов, ограничены одной формой: участием прокурора в форме обращения в суд с заявлением[2].
Так, прокурор вправе оспорить по основаниям и в порядке, установленных процессуальным законодательством, в арбитражном суде, суде общей юрисдикции постановления, действия (бездействие) судебного пристава.
Кроме того, прокурор при обнаружении в действиях судебных приставов (должностных лиц ФССП РФ) признаков преступлений вправе направить соответствующие материалы в другие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и его расследования (абз. 7 п. 2 ст. 7, п.
2 ст. 27 ФЗ О прокуратуре, п. 2 ч. 1 ст. 37 УПК РФ). Например, судебный пристав по ОУПДС обязан в течение 24 часов уведомить прокурора в случае причинения смерти или ранения при применении им физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (п. 3 ст. 15 ФЗ № 118).
Прокурор,
проверив правомерность соответствующих действий, вправе вынести мотивированное постановление о направлении материалов проверки в следственные органы для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности судебного пристава по ОУПДС, если последний при их совершении превысил свои полномочия.
Д.Х. Валеев считает, что общих полномочий, предоставленных прокурору ФЗ О прокуратуре, явно недостаточно для осуществления реального надзора[3]. Необходимо согласиться с тем, что в отраслевом законодательстве (ФЗ № 118 и ФЗ №229) можно было бы дополнить и конкретизировать полномочия прокурора применительно к сфере деятельности судебных приставов.
В настоящее время прокуратура РФ для повышения эффективности соответствующего направления прокурорского надзора прибегает к принятию различных ведомственных правовых актов.
Среди таких актов можно отметить:
- • указание Генеральной прокуратуры РФ от 12 мая 2009 г. № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами»;
- • указание Генеральной прокуратуры РФ от 14 июля 1999 г. №41/38 «Об улучшении взаимодействия территориальных, военных прокуроров и прокуроров войсковых частей при осуществлении надзора за соблюдением законности в стадии исполнения судебных актов»[4];
- • указание Генеральной прокуратуры РФ от 25 марта 1999 г. № 19/38 «О мерах по обеспечению прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций с целью предотвращения обращения взыскания на имущество мобилизационного назначения»[5];
- • информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 23 марта 2000 г. №38-15-2000 «О праве прокурора обращаться в арбитражный суд в связи с незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя по делам, по которым прокурор не предъявлял иск».
Эти правовые акты, зачастую касающиеся частных вопросов, направлены на реализацию возложенных на прокуратуру функций в части обеспечения исполнения законов судебными приставами. В какой-то мере (но не полностью) они помогают исправить ситуацию, связанную с недостаточной проработкой в действующем законодательстве рассмотренного направления прокурорского надзора.
Прокурор государственные органы и органы местного самоуправления в исполнительном производстве | Студент-Сервис
Среди основных участников исполнительного производства необходимо назвать лиц, интерес которых в исполнительном производстве носит государственный или общественный характер.
Обеспечивая своим участием защиту интересов государства и общества, эти лица тем самым активно содействуют правильному и быстрому исполнению исполнительных документов,так как государство непосредственно заинтересовано в реализации принятых судебных и иных актов, подлежащих исполнению. К таким лицам относится прежде всего прокурор.
Как верно подчеркивает Тибор Леван, прокурор “вмешивается” в процесс не в интересах одной либо другой стороны, а исключительно лишь в интересах законности.
Во многих странах Европы – Франции, Германии, государствах Восточной Европы органы прокуратуры играют заметную роль при рассмотрении и разрешении гражданских дел и исполнении судебных решений.
По польскому законодательству прокурор в стадии принудительного исполнения выступает в двух формах: возбуждение исполнительного производства и вступление в начавшийся процесс с целью защиты государственных интересов или прав определенного лица.
Предусматривается и обязательное участие прокурора в принудительном исполнении, например, при рассмотрении жалоб на действия судебного исполнителя, о наложении штрафа, при исполнении судебного решения об отобрании ребенка, при возникновении у судебного исполнителя сомнений в отношении достоверности исполнительного документа и т.д. Для прокуратуры США характерно, что она играет достаточно скромную роль в гражданском процессе и далеко не всегда использует возможности, предоставленные ей нормативными актами.
В Российской Федерации прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или в случаях, предусмотренных законом, вступить в начатое между другими лицами гражданское дело для дачи заключения по делу, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В Федеральном законе “Об исполнительном производстве”, в ГПК РФ прокурор не назван среди лиц, по инициативе которых возбуждается исполнительное производство и обжалуются действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительных документов, что представляется явным упущением законодателя, так как прокурор участвует в исполнительном производстве и на основании указанных нормативных актов, и на основании Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” от 17 января 1992 г. Участие прокурора в исполнительном производстве оправдано, поскольку, согласно определению Л.М. Ковалева, прокуратура – “по-настоящему уникальна”, она “единственная государственная структура обеспечительного механизма действия федеральных законов, основной принцип и условие функционирования которой – централизация и подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим, независимость от местной власти”.
Согласно гражданскому процессуальному законодательству прокурор вправе требовать возбуждения исполнительного производства, если он принимал участие в рассмотрении дела путем предъявления заявления, поскольку его правомочия в данном случае аналогичны тем, которыми обладает истец (взыскатель).
Как взыскатель прокурор может знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, участвовать в совершении исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, заявлять отводы, подавать заявления о направлении исполнительного документа по месту исполнения, приносить представления на действия судебного пристава-исполнителя, принимать участие в рассмотрении его судом и пользоваться иными процессуальными правами, предусмотренными законом (ст. 31 ФЗ “Об исполнительном производстве”, ст. 22 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”).
Однако процессуальные права взыскателя и прокурора в исполнительном производстве нетождественны. Прокурор не имеет права заключать мировое соглашение, отказываться от взыскания и совершать другие распорядительные действия, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве для взыскателя, так как прокурор защищает в исполнительном производстве не свои интересы.
Широкий спектр прав в исполнительном производстве позволяет прокурору в процессуальной форме достигать законной цели принудительного исполнения.
Но прокурорский надзор за законностью действий судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительных документов не должен носить характер “командования” принудительным исполнением, что противоречило бы специфике деятельности органов прокуратуры, выходило бы за пределы ее служебных полномочий и наносило бы вред делу реализации судебных решений и актов других органов.
Если сравнить судебный контроль и прокурорский надзор в стадии принудительного исполнения, то между ними, несомненно, обнаруживаются общие черты и различия. Главное отличие состоит в методах и формах осуществления прокурорского надзора и судебного контроля.
Так, прокурор осуществляет надзор, главным образом, путем проведения проверок, обжалования действий судебного пристава-исполнителя по исполнению и участия в рассмотрении таких жалоб и представлений; судебный же контроль осуществляется путем рассмотрения и разрешения возникающих в ходе принудительного исполнения правовых вопросов, санкционировании действий судебного пристава-исполнителя по исполнению. В силу этого прокурор не имеет права непосредственно отменять предпринятые судебным приставом-исполнителем исполнительные действия или возлагать на него какую-либо ответственность. В связи с этим есть все основания полагать, что именно сочетанием судебно-прокурорского контроля и надзора за деятельностью судебного пристава-исполнителя и других лиц, участвующих в исполнительном производстве, обеспечиваются наибольшие гарантии правильного и четкого исполнения судебных и иных актов.
На основании п. 4 ст.
19 Федерального закона “О судебных приставах”, предусматривающего осуществление Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами надзора за исполнением законов судебными приставами при выполнении своих функций, сложилась практика проведения проверок прокурорами деятельности судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов. В органах прокуратуры ведется отчетность, согласно которой, например, в 1997 г. прокурорами Тульской области были принесены пять частных протестов по вопросам исполнительного производства и действий судебных приставов-исполнителей по исполнению; за первое полугодие 1998 г. их число увеличилось до 52. Все протесты удовлетворены, что свидетельствует об эффективности прокурорского надзора за исполнительным производством и повышении его значимости в деятельности прокуратуры.
Согласно ГПК РФ роль и полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве ограничиваются, и прокурор полностью приравнивается к другим лицам, участвующим в деле.
Указанная тенденция, по нашему мнению, не должна отразиться на участии прокурора в исполнительном производстве.
Это утверждение подкрепляется самой практикой и поддерживается многими авторами, которые выступают за максимальное использование правозащитного потенциала всех государственных органов и прежде всего прокуратуры.
Авторы, ратующие за ограничение правоохранительной функции прокуратуры, также признают, что прокурорский надзор следует сохранить на самом важном участке – защиты прав и законных интересов граждан.
Там, где возникает опасность их нарушения, прокурор должен принять надлежащие меры. Данное утверждение в полной мере относится к правоотношениям, возникающим в исполнительном производстве. Изменения, внесенные в Федеральный закон “О прокуратуре РФ” 10 февраля 1999 г.
, предусматривающие, что “в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет… надзор за исполнением законов судебными приставами”, подтверждают правильность приведенной точки зрения.
Кроме прокурора, в определенных законом случаях в исполнительном производстве могут участвовать представители государственных органов и органов местного самоуправления.
Цель их участия в исполнительном производстве, как и в других стадиях гражданского процесса, состоит в выполнении общих обязанностей по защите государственных и общественных интересов, прав и законных интересов граждан.
В исполнительном производстве они должны содействовать более быстрому, правильному и реальному исполнению исполнительных документов.
По аналогии с предшествующими стадиями гражданского процесса следует признать, что в исполнительном производстве государственные органы и органы местного самоуправления, выступая от своего имени, пользуются правами стороны, кроме прав, связанных с распоряжением исполнения.
В действующем процессуальном законодательстве и в Федеральном законе “Об исполнительном производстве” отсутствуют нормы права, которые хотя бы в общем виде определяли, какие органы имеют право принимать участие в принудительном исполнении и в каких случаях.
В Инструкции об исполнительном производстве 1985 г. предусматривалось участие в исполнительном производстве представителей государственных органов и органов местного самоуправления при принудительном исполнении решений по отдельным категориям гражданских дел.
Так, при производстве выселения в принудительном порядке судебные исполнители привлекали представителей жилищно-эксплуатационных организаций, а в сельских местностях – представителей сельских (поселковых) Советов народных депутатов (п. 215 Инструкции об исполнительном производстве).
На основании Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР (РФ) № 5 от 26 декабря 1984 г. с изменениями и дополнениями от 29 августа 1989 г. и от 21 декабря 1993 г.
“О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР” представители органов жилищно-коммунального хозяйства должны привлекаться при исполнении судебных решений о переустройстве, перепланировке жилых и подсобных помещений, выселении, сносе и переносе строения и т.п. Согласно ст.
79 Семейного кодекса РФ и разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 27 мая 1998 г.
“О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей”, принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу, должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства. Анализ отдельных нормативных актов и сложившаяся практика позволяют утверждать, что в принудительном исполнении могут также принимать участие органы народного образования, здравоохранения, технические инспектора профсоюзов и др.
Участие представителей государственных органов и органов местного самоуправления в исполнительном производстве может быть обязательным и факультативным.
Обязательное участие указанных лиц предусмотрено в законе: как уже отмечалось, органы опеки и попечительства обязательно должны участвовать при принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу, а в необходимых случаях и представители органов внутренних дел (ст. 79 Семейного кодекса РФ). Факультативное участие осуществляется в необходимых случаях по инициативе судебного пристава-исполнителя: при отобрании ребенка и передаче его другому лицу приглашается врач для осмотра ребенка и дачи заключения о состоянии его здоровья на момент составления акта о передаче, а также педагог, который должен подготовить ребенка к передаче.
Учитывая специфические особенности исполнения судебных решений об отобрании ребенка и передаче его другому лицу, Г.М. Свердлов указывал, что “роль органов опеки и попечительства в процессе исполнения решений судов по этим делам более важна и значительна, чем роль судебного исполнителя”. Это мнение получило широкое распространение и одобрение в юридической литературе.
Таким образом, реализация государственными органами и органами местного самоуправления своих полномочий в исполнительном производстве в соответствии с законом обеспечивает необходимые условия для быстрого и реального исполнения судебным приставом-исполнителем судебных и иных актов