За езду без ОСАГО — под арест: новая практика ГИБДД

  1. За управление автомобилем при отсутствии ОСАГО предусмотрен штраф в 800 рублей.
  2. Однако в 2022 году уже во всю практикуется привлечение к ответственности за неисполнение законного требования сотрудников полиции по ч. 1 ст. 19.

    3 КоАП – и одной из мер в рамках данной нормы является административный арест до 15 суток.

  3. Но водителя не могут арестовать сразу.

    Порядок описан в законе: вначале инспектор ДПС оштрафует нарушителя на 800 рублей за отсутствие ОСАГО, и одновременно выпишет требование о прекращении правонарушения, и если в отведённый срок автолюбитель не застрахует свою ответственность и его снова поймают, то привлекут уже за неисполнение требования полицейского.

    Далее суд выносит наказание в виде ареста. А может оштрафовать на сумму от 2 000 до 4 000 рублей или направить на обязательные работы.

  4. Требование (предписание) о прекращении правонарушения само по себе незаконно. Регламент не предусматривает вынесение документа в отношении физических лиц.

    Кроме того, отсутствие ОСАГО не является длящимся правонарушением. Сотрудники ГИБДД не могут требовать от водителя устранить нарушение, к примеру, за 10 дней или 3 месяца.

  5. На практике отменить предписание крайне сложно. Суды занимают сторону ГИБДД, и у водителей мало шансов отстоять правоту (как и в случае с тонировкой).

  6. Наилучший вариант для водителя – приобрести полис ОСАГО, избежав дальнейших санкций за отсутствие страховки.

Что общего между чрезмерной тонировкой стёкол и ездой без ОСАГО? На первый взгляд ничего. Но если вникнуть в детали, то за оба правонарушения водителю может грозить арест.

Но погодите, ведь за управление машиной без страховки всегда наказывали штрафом? Наказывали, но практика изменилась. И в 2022 году вы можете запросто угодить под арест или обязательные работы – за неисполнение требования ИДПС застраховать автогражданскую ответственность. Когда это ввели, законны ли аресты за езду без ОСАГО и что делать водителям – обсудим в нашей статье.

Правомерно ли наложение ареста за езду без ОСАГО в 2022 году?

Нет, но на практике это активно применяется.

Но вначале рассмотрим, в каких случаях и на каких основаниях автовладельцам может грозить административный арест за отсутствие полиса ОСАГО. Затем расскажем, почему требование ИДПС прекратить правонарушение в 2022 году незаконно. И, наконец, выясним, что же делать попавшимся водителям и какие перспективы ожидают их на практике.

И начнём мы с распутывания клубка под названием «арест за управление автомобилем без ОСАГО»:

  • у российских водителей есть обязанность застраховать свою ответственность в предусмотренный законом срок – то есть купить полис ОСАГО (п. 1 ст. 4 ФЗ Об ОСАГО), а также предъявлять бумажный или электронный полис при проверке сотрудниками ГИБДД (пункт 2.1.1(1) ПДД),
  • водителям, которые не приобрели страховку ОСАГО, запрещается управлять транспортным средством под угрозой административного наказания в виде штрафа в 800 рублей по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ,
  • сотрудники ГИБДД вправе выявлять противоправное поведение водителей в части не приобретения «автогражданки» – и с этой целью они могут требовать от автовладельцев прекратить правонарушение (п. 6.1 Регламента по Приказу МВД № 664, а также пп. 11 п. 1 ст. 12 ФЗ О полиции),
  • так вот, прекращение противоправных действий – это, по факту, указание водителю застраховать автогражданскую ответственность (ведь она отсутствует),

Но при чём здесь арест?

После того, как полицейские остановили автомобиль и выяснили, что у водителя отсутствует страховка – ему выпишут штраф по ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ. Далее инспектор ДПС может составить требование (предписание) о прекращении правонарушения. В этом документе будет прописан срок, в течение которого водитель обязан заключить договор ОСАГО.

Если он проигнорирует это требование, в нарушение сроков снова сядет за руль автомобиля и его вновь остановят сотрудники ГИБДД – они вменят водителю уже часть 1 ст. 19.

3 КоАП РФ за неповиновение законному требованию сотрудников полиции (а требование это – застраховать автогражданскую ответственность), после чего сопроводят нарушителя в суд, где ему будет вынесено итоговое наказание.

И среди мер ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ:

  • штраф от 2 000 до 4 000 рублей,
  • арест на срок до 15 суток,
  • обязательные работы сроком до 120 часов.

Таким образом, на практике в 2022 году за езду без ОСАГО водители действительно рискуют загреметь под арест на несколько суток.

Некоторые могут усмотреть тут двойное наказание – но это не так! Административные правонарушения разные по своей сути. Штраф в 800 рублей выписывается водителю за управление автомобилем без ОСАГО, а арест назначается судом за невыполнение тем же водителем законного требования сотрудника полиции в отведённый для этого срок. Такая же практика действует и в борьбе с чрезмерной тонировкой.

Официальный ответ из ГИБДД

Теперь рассмотрим, что думают по этому поводу те, кто фиксирует правонарушения в области страхования и выносит постановления с требованиями к водителям.

Один из депутатов ЛДПР усомнился в законности новой практики арестов за езду без ОСАГО. Чтобы прояснить ситуацию он обратился к главе Госавтоинспекции. Ответ не заставил себя долго ждать – в ГИБДД подтвердили возможность применения полицейскими ч. 1 ст. 19.3 КоАП за управление автомобилем без страховки.

Вот официальный ответ от начальника ГИБДД Михаила Черникова:

 За езду без ОСАГО — под арест: новая практика ГИБДДЗа езду без ОСАГО — под арест: новая практика ГИБДД

Однако, в разъяснении нет ни слова о форме выражения требования инспектора ДПС прекратить противоправные действия за езду без ОСАГО. То есть наиболее спорный вопрос оставили без комментариев (но ниже будут комментарии от нас).

Но вы должны понимать, что в ГИБДД не уполномочены подтверждать законность той или иной правоприменительной практики. Такие полномочия имеются лишь у Верховного Суда. А в Госавтоинспекции могут разве что выразить мнение по тому или иному вопросу – что и было сделано в официальном ответе на запрос депутата ЛДПР.

Позиция Верховного Суда

Устоявшаяся судебная практика свидетельствует о том, что суды встают на сторону ГИБДД. Рассчитывать на успешное обжалование по неисполнению требования инспектора ДПС крайне сложно.

Однако, в пример можно привести одно решение Верховного Суда в пользу водителя. Правда, оно не по ОСАГО, а по тонировке (что, в общем-то, схоже по привлечению к ответственности).

ВС РФ признал арест автолюбителя незаконным. Только это произошло не из-за факта незаконности требования ИДПС об устранении правонарушения, а ввиду отсутствия сроков устранения тонировки.

Вдобавок было нарушено право задержанного водителя на привлечение его адвоката (Постановление ВС РФ по делу №9-АД 19-7 от 18.04.2019 года).

Но хоть гражданин и добился морального удовлетворения, до этого ему пришлось отсидеть трое суток.

Противоположных примеров подавляющее большинство. К примеру, в городе Ухта молодого водителя арестовали на 7 суток за неоднократную езду без полиса ОСАГО и неисполнение требований сотрудников полиции.

Почему требование инспектора ДПС прекратить правонарушение в виде отсутствия ОСАГО незаконно?

Прежде чем привлекать водителя по ч. 1 ст. 19.3 КоАП, инспектор составляет требование (или предписание) о прекращении правонарушения. Сам документ вполне имеет право на жизнь.

Но применительно к ситуациям с отсутствием ОСАГО такое требование полицейских в 2022 году незаконно – и вот почему:

  • участники дорожного движения обязаны исполнять лишь законные требования сотрудников ГИБДД,
  • при этом порядок реализации прав должностных лиц закрепляется на законодательном уровне, и содержится в приказах Министерства внутренних дел РФ. Но в Приказе МВД № 664 не указаны ни порядок, ни форма требования о прекращении правонарушения. Такая информация есть в другом Приказе МВД № 727 – но данным регламентом не предусмотрено выписывание требований физическим лицам (Приложение №1). Речь только о предписаниях юридическим лицам и предпринимателям.
  • таким образом, требование о прекращении противоправных действий в отношении обычного водителя без страховки не соответствует закону.

Второй довод в пользу незаконности требования прекратить правонарушение со страховкой связан с характером деяния. В соответствии с пунктом 2 ст.

4 ФЗ Об ОСАГО, водитель обязан застраховать свою ответственность в течение 10 дней с момента возникновения у него права владения транспортным средством (покупка, получение в дар, наследство).

На 11-й день водитель совершает правонарушение – то есть не исполняет свою обязанность по обязательному страхованию. И такое правонарушение нельзя считать длящимся.

Согласно пункту 14 Постановления Пленума ВС №5 от 24 марта 2005 года:

Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Таким образом, требование прекратить правонарушение в виде страхования автогражданской ответственности, которое и так закончено вынесением водителю справедливого штрафа в 800 рублей – незаконно. Ну а правонарушение в виде управления автомобилем без «автогражданки» прекращается в момент остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД. И в этом случае требование также неправомерно.

За езду без ОСАГО — под арест: новая практика ГИБДД

Законно ли предостережение?

А вот предостережение вполне законно.

Регламент предусматривает для стражей порядка не только требование (предписание) о прекращении правонарушения, но и так называемое предостережение водителям. Право сотрудников ДПС выносить такие предостережения указано в ФЗ «О полиции», образец документа закреплён в Приложении № 2 к Приказу МВД № 119, там же содержится порядок вынесения, объявления, вручения и т.д.

И вот предостережение о недопустимости действий, создающих условия для административного правонарушения – выглядит вполне законным. Однако, на практике сотрудники ГИБДД всё равно выписывают требования. И суды не усматривают в этом ничего критичного.

Могу ли я не подписывать предписание и что будет?

Можете. За отказ поставить подпись вам ничего не грозит.

Однако учтите, что отказ от росписи в требовании о прекращении правонарушения не делает документ недействительным. Сотрудник ГИБДД укажет в тексте, что вы отказались подписывать официальное требование. Для фиксации данного факта ИДПС достаточно привлечь двух понятых или вести съемку происходящего.

Срок действия требования инспектора ДПС по страховке

От 10 дней до 3 месяцев.

Если в отношении водителя составляется требование о прекращении правонарушения, то обычно в нём указывается конкретный срок. В течение этого времени автолюбитель должен застраховать свою ответственность в рамках ОСАГО, иначе он рискует оказаться за решёткой.

Какими могут быть сроки в требовании:

  • 10 дней – по истечении которых постановление о правонарушении за езду без ОСАГО вступает в законную силу, и требование ИДПС также становится законным, а неисполнение такого предписания может послужить причиной для ареста водителя,
  • 3 месяца – давность привлечения нарушителей к ответственности (ст. 4.5 КоАП), и на устранение правонарушения инспекторы часто дают такой же срок (для удобства).

Также в требовании может быть указан иной срок – свыше 3 месяцев и даже стоять «бессрочно». Однако в части законности требования больше подходит именно 3-месячный срок.

За езду без ОСАГО — под арест: новая практика ГИБДД

Стоит ли оспаривать вынесенное требование?

Аннулировать требование даже через Верховный Суд – напрасная трата времени. Суды просто «завернут» дело и примут сторону ГИБДД.

Но как тогда быть? Вместо того, чтобы обжаловать требование по ч. 1 ст. 19.3 КоАП, водителю имеет смысл застраховать автогражданскую ответственность.

Приобретение ОСАГО избавит вас от штрафа за отсутствие страховки и возможного ареста за неисполнение законных требований сотрудников полиции.

Но если у вас много свободного времени и обострённое чувство справедливости, можете попытаться обжаловать привлечение к ответственности.

Смотрите, какая тема — Предусмотрена ли эвакуация на штрафстоянку за отсутствие страховки сейчас?

За управление автомобилем без действующего полиса ОСАГО предусмотрен штраф в размере 800 рублей. Но если денежное наказание волнует не всех водителей, то другие «страшилки» вполне могут испугать. Например, многие автолюбители опасаются, что за отсутствие страховки инспекторы ГИБДД увезут их машину на штрафстоянку.

Или, того хуже, арестуют самого водителя. Но в действительности такие опасения беспочвенны. В 2022 году автомобиль не забирают на спецстоянку за управление водителем без ОСАГО.

И тому сразу несколько аргументов, которые мы разберём в этой статье, а также развеем популярные мифы по поводу применения обеспечительных мер к автомашинам тех, кто ездит без страховки.

Могут ли забрать машину на штрафстоянку за отсутствие ОСАГО в 2022 году?

Нет, не могут!

Давайте разберёмся почему в 2022 году это не применяется, и на каких законах базируется:

  • Эвакуация автомобиля на штрафстоянку – это не наказание, а мера пресечения. Она не может применяться самостоятельно, отдельно от санкций в рамках КоАП или других административных процедур.
  • Часть 1 ст. 27.13 КоАП РФ перечисляет весь список нарушений, за которые автомобиль могут увезти на спецстоянку. Если нарушение отсутствует в этом списке, значит за него транспортное средство не подлежит задержанию.
  • Так вот, ни за отсутствие ОСАГО (часть 2 ст. 12.37 КоАП РФ), ни за езду с просроченной страховкой или не вписанным в неё водителем (часть 1 той же статьи), ни за забытый дома полис ОСАГО (часть 2 ст. 12.3 Кодекса) мера обеспечения в виде эвакуации автомобиля на штрафстоянку не применяется – их попросту нет в упомянутой выше части 1 ст. 27.13 КоАП РФ.

Другими словами, инспекторы ДПС не могут остановить вас на дороге, обнаружить отсутствие полиса ОСАГО, вызвать эвакуатор и увезти вашу машину на спецстоянку. Вам, как водителю, грозит лишь штраф в том или ином размере.

Ниже рассмотрим частные ситуации с «автогражданкой»…

Если ОСАГО просрочен?

Просроченный полис приравнивается к отсутствующей страховке.

Штраф водителю за это правонарушение составляет 800 рублей по части 2 ст. 12.37 КоАП РФ. Но никакие дополнительные меры обеспечения применяться не могут. После того как инспектор ДПС вынесет постановление со штрафом, он должен отпустить вас.

Но если во время дальнейшей поездки вас вновь остановит дежурный экипаж ДПС, то снова оштрафуют на 800 рублей за страховку с истёкшим сроком. И таких денежных взысканий в течение дня может быть сколько угодно.

За езду без ОСАГО — под арест: новая практика ГИБДД

Если водитель забыл полис?

Опять же, спецстоянка не грозит… но может грозить штраф.

Согласно пункту 2.1.1 ПДД, водитель обязан передать по требованию сотрудника ГИБДД три обязательных документа на проверку:

  • водительское удостоверение,
  • свидетельство о регистрации ТС,
  • полис ОСАГО.

И по букве закона у вас должны быть оригиналы всех трёх документов. Отсутствие бумажного полиса ОСАГО считается нарушением. За это предусмотрен штраф в размере 500 рублей (ч. 2 статьи 12.3 КоАП РФ).

Причём, если вы предъявите инспектору ДПС копию страховки, а бумажный оригинал у вас с собой отсутствует – это тоже является основанием для штрафа. Правда, сотрудник ГИБДД может проявить жест доброй воли и дать время, чтобы вам подвезли оригинал полиса ОСАГО. Впрочем, на практике скорее выпишут штраф, и вы поедете дальше.

А вот за отсутствие электронного полиса у вас есть шанс избежать денежного взыскания. Возить с собой распечатанную копию е-ОСАГО вы не обязаны. Достаточно показывать электронный документ сотруднику ГИБДД с экрана любого устройства.

Но если вы не сможете показать инспектору е-ОСАГО на электронном устройстве – ничего страшного. Верховный Суд указал, что данное действие не образует состав правонарушения по части 2 ст. 12.3 КоАП РФ, и вас не могут оштрафовать как за забытый полис. Однако на практике может быть всякое.

Но даже если выпишут штраф, у вас будут 100% шансы обжаловать постановление и отменить взыскание.

Если не вписан в ОСАГО?

Штраф составляет 500 рублей.

Несмотря на то, что ОСАГО оформляется на отдельно взятую машину, каждый из управляющих автомобилем водителей должен быть вписан в страховой полис – иначе такому водителю грозит штраф.

Если нет страховки и документов на автомобиль?

А вот тут эвакуация машины на спецстоянку становится законной.

Нередко водители ездят не только без ОСАГО, но и без других обязательных по закону документов. И здесь есть высокие шансы, что автомобиль отправят на штрафстоянку.

Правда, лишь в одном случае – если речь идёт о передвижении на транспортном средстве без Свидетельства о регистрации транспортного средства. Ведь СТС является главным документом на машину.

И если вы забыли его дома, а вас остановили инспекторы ДПС, то могут возникнуть вопросы о том, законно ли вы передвигаетесь на данном авто, не числится ли оно в угоне?

За управление машиной без СТС грозит:

  • штраф 500 рублей (реже предупреждение),
  • а также может грозить спецстоянка.

Всё дело в том, что часть 1 ст. 12.3 КоАП РФ, в рамках которой водителей штрафуют за езду без СТС, входит в перечень оснований для применения обеспечительной меры в виде эвакуации автомобиля на специализированную стоянку.

Но в то же время действует часть 1.1 ст. 27.13 КоАП РФ:

1.1.

Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения задержанного транспортного средства на специализированную стоянку.

… и она играет в пользу водителей.

Как это работает на практике? Сотрудник ГИБДД может проявить лояльность и дать время, чтобы ваши знакомые или родственники подвезли Свидетельство на автомобиль – затем инспектор проверит СТС, и, если с документом всё в порядке, машину не увезут на спецстоянку. При таком сценарии основания для задержания транспортного средства отпадут, поскольку причина задержания будет устранена (инспектор проверил СТС, пусть и не сразу). Но от штрафа за отсутствие регистрационного документа это вас не спасёт.

За езду без ОСАГО — под арест: новая практика ГИБДД

Если не прошло 10 дней с момента приобретения машины?

Ни штрафа, ни тем более спецстоянки быть не должно.

Федеральный закон «Об ОСАГО» даёт возможность заключить договор страхования в 10-дневный срок с момента приобретения прав на транспортное средство (часть 2 ст. 4 ФЗ-40). Весь этот период вы можете ездить на автомобиле и не бояться санкций от ГИБДД за отсутствие страховки.

Указанную «лазейку» в законе часто используют для хитрых схем. Например, некоторые автовладельцы составляют рукописный ДКП автомобиля и ездят на машине без ОСАГО в течение 10 дней.

Как только льготный срок выйдет, они просто переписывают договор купли-продажи и снова катаются без приобретения «автогражданки». Но в ГИБДД знают о таких схемах, и выписывают штрафы таким хитрецам.

В редких случаях просят их предъявить ПТС, чтобы проверить, вписан ли туда владелец машины.

Но вас может ожидать кое-что хуже штрафстоянки на практике 2022 года!

Мы имеем в виду административный арест за езду без страховки.

Нет, водителя не поместят под стражу при первой остановке без полиса ОСАГО. Порядок привлечения несколько иной, и ниже мы его разберём:

  1. Инспектор ДПС остановил вас за езду без действующего полиса ОСАГО, если вы его не приобретали или он просрочен.
  2. На вас составляется постановление со штрафом в 800 рублей по части 2 ст. 12.37 КоАП РФ.
  3. Одновременно с вынесением постановления тот же ИДПС напишет требование (или предписание) о прекращении правонарушения – в этом требовании указываются сроки, в течение которых владелец автомобиля должен заключить договор ОСАГО.
  4. При последующей остановке транспортного средства ГИБДД, если его владелец проигнорирует требование купить страховку, инспекторы увидят это предписание в своей базе и вменят водителю часть 1 ст. 19.3 КоАП РФ – за неповиновение законному требованию сотрудника полиции.
  5. Затем водителя доставят прямо с дороги в мировой суд, где судья назначит ему одно из наказаний по вышеупомянутой статье – штраф до 4 000 рублей, арест до 15 суток или обязательные работы до 120 часов.

Таким образом, на практике 2022 года за управление автомобилем без ОСАГО есть риск оказаться за решёткой на срок до 15 суток. Причём в спецприёмник отправляют сразу по завершении судебного заседания, если мировой судья вынес решение об аресте водителя.

Но по факту эти действия сотрудников ГИБДД незаконны:

  • во-первых, нарушение не является длящимся – водитель без ОСАГО и так остановился по требованию сотрудника ГИБДД, значит нарушение было закончено. А началось оно ровно с того дня, как закончился последний день, когда водителю было разрешено садиться за руль автомобиля без ОСАГО (то есть на 11-й день с момента приобретения прав на автомобиль), и по смыслу пункта 14 ПП ВС №5 от 24.03.2005 года, правонарушение не может считаться длящимся,
  • во-вторых, в 2022 году почти всегда за отсутствие ОСАГО инспекторы ДПС выписывают требование – но по закону в этих случаях в отношении водителей могут выноситься лишь письменные предостережения (п. 12 ст. 13 ФЗ «О полиции»),
  • в-третьих, инспектор не может требовать от автовладельца купить полис ОСАГО – такой обязанности у полицейских нет, и к тому же человек может приобрести автомобиль, но не ездить на нём (тогда и страховка не нужна).

Единственным выходом, как избежать ареста за отсутствие ОСАГО будет страхование автогражданской ответственности. Но если этот вариант вам не подходит, будьте готовы к штрафам и другим санкциям со стороны тех, кто осуществляет надзор за безопасностью на дорогах.

За езду без ОСАГО — под арест: новая практика ГИБДД

Могу ли я забрать машину со штрафстоянки, если нет полиса ОСАГО?

Да, но здесь есть ряд тонкостей.

Прежде чем отдать автомобиль, сотрудники спецстоянки проверяют наличие всех необходимых документов у того, кто забирает машину со штрафстоянки.

Согласно пункту 10 ст. 27.13 КоАП РФ:

Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.

Обязательные документы для управления автотранспортом перечислены в пункте 2.1.1 ПДД, и среди них водительское удостоверение, СТС и… полис ОСАГО.

Однако если автомобиль забирает сам собственник, то ему достаточно предъявить правоустанавливающий документ на транспортное средство:

Ещё пригодится ПТС, где тот, кто забирает машину, вписан как собственник.

Представителю собственника, в дополнение к правоустанавливающему документу на авто, потребуются еще два документа – нотариальная доверенность и паспорт РФ. Очень важно, чтобы в доверенности было прописано полномочие возвращать транспортное средство со штрафстоянки, иначе могут не отдать.

Всем остальным «забирающим» потребуется полноценный пакет документов, которые подтверждают право управления машиной – это удостоверение водителя, СТС и страховка (при условии, что водитель туда вписан).

Но как быть, если сам собственник не может забрать машину со спецстоянки?

На этот случай есть один лайфхак! Вначале нужно заключить ДКП с настоящим владельцем ТС, далее с этим договором поехать на специализированную стоянку и в статусе «нового собственника машины» забрать оттуда автомобиль без предъявления ОСАГО (на эвакуаторе). После вызволения машины останется разорвать ДКП машины. Главное, чтобы оба участника такой «сделки» на 100% доверяли друг другу.

Водителей без ОСАГО начали жестко наказывать. Грозят даже арестом :

Водителям без ОСАГО начали выписывать предписания, то есть задокументированное требование устранить нарушение в десятидневный период, выяснил Autonews.ru.

Таким образом, водителей в первый раз за езду без страховки штрафуют на 800 руб.

и вручают предписание, а во второй раз, помимо штрафа, грозят более серьезные санкции вплоть до ареста за неповиновение законному требованию сотрудника полиции. 

Подобная схема уже давно применятся в борьбе с чрезмерной тонировкой. Однако в случае незаконного затемнения стекол, устранить нарушение можно на месте, а с ОСАГО ситуация иная. Autonews.ru выяснил у юристов, насколько законны требования ГИБДД, вынуждающие водителя купить страховой полис. 

Первый известный случай

Штраф за отсутствие полиса ОСАГО неделю назад выписали водителю из Челябинской области.

Обычная проверка документов показала, что автомобилист передвигается без обязательной автогражданки, за что челябинский инспектор выписал ему штраф на 800 рублей.

Кроме того, инспектор попросил нарушителя подписать бумагу о том, что если следующая проверка выявит повторное нарушение, его привлекут уже по статье 19.3 «Неповиновение законному требованию сотрудника полиции».

«Требование состоит в том, что я должен купить страховку. Подписывать эту бумагу я отказался, полицейский отреагировал немного странно, как будто он понимал, что делает что-то незаконное. Быстро сказал: «Да, хорошо, не подписывайте, я напишу, что вы отказались», — объяснил Дмитрий Н. в беседе с Autonews.ru.

Водитель уверен, что данная статья стала у полицейских очень популярным рычагом давления и запугивания, и рассчитана она исключительно на неподкованного юридически автомобилиста. Нарушитель считает, что когда его остановят без ОСАГО в следующий раз, ему должны просто выписать новый штраф на 800 рублей. В КоАП не указано санкций или повышения штрафа за езду без автогражданки повторно.

За езду без ОСАГО — под арест: новая практика ГИБДД

На отказ автомобилиста подписать бумагу, полицейский отреагировал немного странно, как будто он понимал, что делает что-то незаконное. ( РБК)

«С тонировкой разница в том, что ее устранить физически можно на месте. И если человек отказывается, то появляется повод штрафовать по 19.3. В случае же со страховкой полицейский не может мне ее продать. Но даже если рядом будет страховой агент, полиция не может меня вынудить нести какие-либо затраты», — уверен нарушитель.

Покупка страховки прописана в законе

Юристы, к которым Autonews.ru обратился для разъяснения ситуации, сослались на федеральный закон об ОСАГО. Согласно документу, собственники автомобилей обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить в результате ДТП.

«Управление автомобилем без полиса ОСАГО является противоправным поведением водителя. Смысл страхования ОСАГО сводится к тому, что если мы причиняем кому-либо вред, но сами не имеем средств для выплаты компенсации потерпевшему, то за нас это делает страховая компания.

Если мы будем управлять автомобилем без ОСАГО и станем виновниками ДТП и у нас нет средств для выплаты компенсации потерпевшему, то тем самым порождаем чудовищную несправедливость.

И вред причинили, и не возместили», — пояснил ведущий специалист Европейской юридической службы Орест Мацала.

Юрист напомнил, что до 2014 года за подобное нарушение было предусмотрено снятие регистрационных знаков наряду со штрафом. Сегодня же за езду без страховки предусмотрен только штраф в 800 рублей.

Арест за неповиновение

Бумажное информирование с упоминанием неповиновения полиции, которое инспектор ГИБДД давал на подпись челябинскому автомобилисту, вполне законно накладывает на последнего обязательства купить полиса ОСАГО до следующей проверки, которая может наступить в любой момент.

За езду без ОСАГО — под арест: новая практика ГИБДД

Сегодня же за езду без страховки предусмотрен только штраф в 800 рублей. ( Autonews.ru)

«Основная деятельность полиции направлена в том числе на предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также обеспечение безопасности дорожного движения.

И инспектор имеет право требовать от граждан прекращения противоправных действий. Поэтому за повторное управление автомобилем без полиса ОСАГО водителя можно привлечь по ст.19.

3 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции», — объяснила главный юрисконсульт компании «Правокард» Анна Куклева.

Такое же мнение высказал юрист Орест Мацала. По его словам, российские суды давно сформировали позицию по данному вопросу, и она полностью на стороне сотрудников полиции.

«Нахожу трактовку судов законной и справедливой. То обстоятельство, что водитель отказывается от подписания и получения требования, не освобождает его от обязанности страховаться.

Инспектор может сделать отметку в требовании, что водитель отказался от его подписания и получения. Либо может заснять на видео отказ водителя. Рекомендую водителям ознакомиться с судебной практикой.

По одному лишь второму кассационному округу мне удалось найти 337 таких решений и все против водителей», — рассказал Мацала.

За неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в России предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа в размере от 2 до 4 тысяч рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.

«Что касается вопроса законности двух наказаний одновременно, то это тоже законно, поскольку водитель совершил два разных правонарушения», — добавила юрист Анна Куклева.

За езду без ОСАГО будут брать под арест: новая практика ГИБДД

За езду без страхового полиса ОСАГО могут оштрафовать на сумму в 800 руб. Ещё предусматривается административный арест, если автомобилист попадётся на таком нарушении повторно.

За езду без ОСАГО — под арест: новая практика ГИБДД «CAR.RU»

В случае первого такого нарушения водителю грозит наказание в виде штрафа в размере 800 руб. Сотрудник полиции имеет право выдать предписание на устранение нарушения. Речь идёт о приобретении страховки.

Один из автомобилистов Красноярского края проигнорировал такое требование и попался сотрудникам ГИБДД повторно. Работники полиции расценили эти действия как невыполнение водителем законного требования сотрудников правоохранительных органов. В итоге суд назначил автомобилисту наказание в виде ареста на двое суток.

За езду без ОСАГО — под арест: новая практика ГИБДД

Аналогичные меры приняли раньше в Челябинской области. Там автомобилист был арестован на одну неделю. Ранее работники ГИБДД такой подход практиковали в борьбе с чрезмерным использованием тонировки на стёклах транспортных средств. Её можно было снять на месте, устранив это нарушение прямо на автодороге.

Автомобилиста без ОСАГО обвинили в неповиновении полицейскому и отправили под суд

Все новости

Page 2

26 авг 2021 в 07:56

Да потому что все должны быть равны перед законом, а то обязанность одни выполняют из года а год а другие смеются над ними и плюют на них сверху! А в случае Аварии взять с них нечего!

я давно говорю, что ОСАГО должна оформляеться на человека, а не на авто. это же гражданская ответственность, а не автомобильная. купил ОСАГО и ездий с ним на любых авто.

26 авг 2021 в 16:35

А мне судья всего рубль выписала и + 2 штрафа по 800 и это все за год ????, а страховка на меня стоит 15000, то есть 13400 я съэкономил!

Ой, какие смешные комментарии) осаго им не нравится! а как быть в случае дтп? Потерпевший с кого будет получать деньги? С этого умного без осаго по суду? У него может 10000 рублей зп и парочка детишек. И будет платить по 50 копеек всю жизнь. Нет уж) пускай покупает полис)

26 авг 2021 в 16:36

Пострадавший будет получать со своей страховой, а если таковой нет, то в судебном порядке, если ума или денег хватит.

Дайте ему 15 суток, пусть посидит подумает о жизни своей. Штраф маленький почему то предусмотрен, надо 15 000р хотя бы, а то много вас таких деловых развелось, потом в случае чего бегай за вами по судам…

Я тоже езжу без страховки, только потому, что конкретно в Челябе, она стоит «конских денег»… Ну не повезло мне быть прописанным в Аргаяше, Чебаркуле или даже в Копейске…

по этому с меня требуют платить 14тыс., вместо 4-5 тыс… несправедливо как-то получается… вот и не плачу. Как только (если) уровняют сумму по стране, то я первым побегу страховаться…

А так, извините, «западло» просто.

Шокерфэйс

26 авг 2021 в 08:15

Нужно очистить дороги от этих упырей без ОСАГО, они уродуют машины честных граждан, создают ДТП, скрываются с места преступления и заметают следы! сажать с конфискацией ржавого ведра!

AHTOXA1985

26 авг 2021 в 07:48

Давно уже ходят слухи о том что хотели сделать страховку на водителя а не на машину. Т.е. водитель себя страхует без привязки к авто и это правильно т.к. один человек может иметь и две и три машины а ездит он по факту на одной. Много бы проблем со страховкой решили бы.

Гость 2

26 авг 2021 в 07:20

Как же надоело — каждый считает себя особенным и имеющим право на нарушение законов. Есть законы — хочешь ездить на автомобиле — купи страховку и пользуйся своим правом водить автомобиль, не хочешь покупать — ходи пешком.

а что Игорь не знал на чужом автомобиле , что надо внести его в ОСАГО собственника все его данные .Правильно ДПС сделали такие катаются . а потом авария и он не причем судись с ним с балбесов.Надо вообще не 800 штраф а сумму ОСАГИ собственника раз дал порулить свою машину.

Сергей

26 авг 2021 в 06:37

Да все правильно

Гусар.

26 авг 2021 в 09:03

Можно долго копаться в тонкостях незаконности требований по отношению к водителю, но …не хочется это делать по отношению к рецидивисту не исполняющему элементарные законные требования по страхованию ответственности. И я бы наверное пытался ещё лет 10 назад вникнуть в мотивы столь протестного поведения, но …

однажды мне очень сильно разбил новое авто таксист из южной дружественной республики без ОСАГО, прописки и на чужом авто. Суд я выиграл, конечно, но вот чинился на свои, ибо взять с него было нечего, а у приставов даже бензина не было ( с их слов) доехать до виновника.

В общем только через 4 года я смог добиться исполнения суда о компенсации, частями и то считаю, что мне повезло, что виновник оказался достаточно адекватным и в меру порядочным, чтобы возмещать ущерб.

Вовашка 174

26 авг 2021 в 07:15

Если сосагу сделать добровольной, то она сразу упадет в цене

Александр

26 авг 2021 в 08:35

Это уже беспредел, сами РСА отказываться страховать , я неделю не могу приобрести осаго , то данные не верные, то владелец авто не владелец, то а перекидывают на фильтра где цена не соответствует моим доходам, хотя у меня 20 лет стажа без ДТП, если были то не по моей причине, а мне машина всегда нужна как воздух.

Андрей

26 авг 2021 в 09:33

Так можно за любое нарушение попасть на 19.3, например остановили за непристёгнутый ремень выписали штраф и написали предписания больше не нарушать и пристёгиваться, а если не выполнил то получай 19,3.
Да в принципе к любому нарушению ПДД можно так сделать. Плохая практика.

ОСАГО- очередное доение автомобилистов. У нас в стране рассчитано только дай — дай — дай…

26 авг 2021 в 22:16

Я полностью согласен с тем что полис осаго должен быть на человека, и не стоить несусветных денег. Я 14 лет за рулём, по моей вине не было ни одного ДТП, мелкие, в основном на парковках были по вине других водителей, их было около 4х, и все разы водитель отдавал из своего кармана деньги на незначительный ремонт.

А я страховал из года в год, отдавал не маленькие суммы, так как каждый год для меня страховка по без аварийному вождению давала мне большую скидку, но осаго дорожало больше чем эта скидка. Для меня слово водитель это не я как все хочу ездить на машине, это профессия.

В итоге получается что я много лет плачу за аварии тех кто попросту не умеют ездить.

ОСАГО это дополнительный налог,призванный кормить кучу дармоедов.

Артем Краснов пишите грамотно
Игорян без страховки здоровья и благополучия
пусть ему машину друга тоже влетит Игорёк без страховки

а вообще сайту пишите больше позитива

Сергей

27 авг 2021 в 01:45

Осаго на ВОДИТЕЛЯ! Должно быть! А то подменили друга, или мало ли какая ситуация, нужна машина а своя на ремонте. У кого 2 машины! Надо 2 страховки? А скакой стати, на 2 машинах в раз не ездят.

во 1 — предостережение действует всего 3 мес, выписали вам в мае, в сентябре уже оно не действительно. Во 2 — про предостережение они могут узнать, только если запросят его в штабе, в основной базе его нет, тк это не штраф и не лишение, в системе оно не висит.

Ну и в 3 — это предостережение инспектор может запросить только в границах своей области, если вы катаетесь по стране, то это пофиг, штаб Свердловской области не видит что там в Челябинской, вам просто выписывают штраф в 800 руб, платите 400 и едете дальше.

Без страховки я езжу уже с 16 года, у меня 3 машины и мотоцикл, на весь автопарк максимум 5-6 штрафов за год по 400 руб, это дешевле чем 40, а еще ходить там унижаться, выпрашивать, чтобы тебе мотоцикл застраховали, тк они просто не хотят это делать, ну не надо — и не надо, 5 лет уже как-то катаюсь, и ничего страшного

страховку надо вообще отменить, зачем кормим страховые. Из прав надо сделать аналог банковской карточки с привязанным к ней банковским счётом. Оттуда автоматом штрафы списывать и ущерб по ДТП. Если депозит н а счете меньше 1 млн — права недействительны и ты пешеход.

размер выплат пора бы увеличить лямов до двух, а то с ваших 400 даже гранту не купишь, не говоря уже про автомобиль

Каждый гражданина праве передвигаться куда и как хочет. Сотрудник своим требованием пренебрег свободой гражданина. За отсутствие страховки есть штраф. ОСАГО — страховка от несчастного случая на дороге, а не аварийный авто. А ещё есть регресс, полис у вас есть, А страховая фирма рассторгла договор в одностороннем порядке и без уведомления и компенсации. Вот как так?

Дармоеды мешают жить людям

Аноним.

26 авг 2021 в 06:22

Делается все чтобы усложнить жизнь. Вспомните штрафы в 2007 хотя бы. Качество жизни не меняется! Зато цена за банку нашу как за квартиру уже.

Двойное наказание за одно нарушение, нет, юристы?
И потом, выписано предостережение, а штраф за «невыполнение требований» ?

Я уже неделю не могу купить полис ОСАГО в Челябинске (для умников — стаж 18 лет, скидки в страховых максимальные), и что мне делать — поставить авто и ждать у моря погоды. Государство у нас такое, само нас на нарушения толкает.

Ещё бы страховые ОСАГО делали нормально, а то всячески продолжают пытаться уклониться.

Ни каких техосмотров не надо и осаго не надо. Законный отъём денег у населения!!!

«Полицейский в столице России зачем то решил задержать граждан для проверки документов. Поводом стало то, что по его словам, они снимают » непонятно что» и фотографируют на телефон некрасивые места. «

Их тоже под суд за взятки.

Когда же руссосапиенс поймёт, что ведро это не роскошь и даже не достижение в жизни. Автоспонсоры

Надо страховать не авто А водителя и это правильно. Автомобиль без водителя не поедет.

Вовашка 174

26 авг 2021 в 13:32

Когда ГИБДД сократят !?

Владимир

26 авг 2021 в 21:08

Есть еще проблема. Осаго на комерческий например транспорт, или автомобиль старше 10и лет просто негде оформить. Страховые отказывают.

Ковидный больной

26 авг 2021 в 22:04

19.3 — одна из лакомых «палок» полицейских, поэтому они и применяют ее по поводу и без повода. На самом же деле, эта статья мало относится к автомобильной теме, и уж тем более, к страховке и тонировке!

Юрист: арест за отсутствие ОСАГО незаконен

Странные предписания можно обжаловатьОт российских автомобилистов начали поступать тревожные новости: остановленным водителям без полиса ОСАГО сотрудники ГИБДД стали давать предписания на покупку «автогражданки». При невыполнении требований нарушителям грозят арестом за неповиновение полиции.

О новой тенденции рассказал сайт Autonews.ru. По данным издания, новую схему сотрудники ГИБДД позаимствовали из практики борьбы с чрезмерной тонировкой. Если с тонировкой всё обстоит довольно просто – её можно снять на месте и продолжить движение, – то с полисом ОСАГО ситуация обстоит чуточку иначе.

При остановке транспортных средств и выявлении фактов отсутствия полиса ОСАГО стражи правопорядка начали выписывать водителям предписания, в которых содержится задокументированное требование устранить нарушение в десятидневный период. Помимо этого водителю выписывают штраф в размере 800 рублей. Повторное выявление отсутствия полиса (при следующей остановке) трактуется как неповиновение законному требованию сотрудника полиции (вплоть до ареста).

Первый подобный случай был зафиксирован в Челябинской области около недели назад. Поскольку полис ОСАГО у остановленного водителя отсутствовал, инспектор попросил нарушителя подписать бумагу о том, что, если следующая проверка выявит повторное нарушение, его привлекут по статье 19.3 «Неповиновение законному требованию сотрудника полиции». Подписывать странную бумагу водитель отказался.

Челябинец выразил мнение, что данная схема уже стала рычагом давления на неосведомлённых автомобилистов и активно применяется на практике.

По его мнению, при повторной остановке инспекторы вправе лишь выписать новый штраф в размере 800 рублей – санкций или повышения штрафа за езду без «автогражданки» повторно в КоАП не предусмотрено.

Более того, сотрудник полиции не может вынуждать водителя нести финансовые траты.

Юристы, опрошенные источником, действия находчивых сотрудников ГИБДД поддержали, сославшись на федеральный закон об ОСАГО, в соответствии с которым собственники транспорта обязаны покупать страховку.

Езду без полиса «автогражданки» они назвали противоправным действием и актом несправедливости по отношению к другим участникам дорожного движения (в случае ДТП потерпевший может остаться без компенсации).

Эксперт Анна Куклева сослалась на то, что инспектор имеет право требовать от граждан прекращения противоправных действий.

За неисполнение требования нарушителей, по её словам, действительно можно привлекать по статье 19.3 КоАП РФ. Юрист Орест Мацала сообщил, что суды также сформировали практику, и она не на стороне нарушителей – отвечать действительно придётся.

Даже в случае, если нарушитель отказался подписать предписание.

За неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, напомним, предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа в размере от 2 до 4 тысяч рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 40 до 120 часов.

За разъяснением ситуации мы обратились к юристу и ведущему редактору «Радио Автодор» Сергею Смирнову.

Эксперт усомнился в законности новой практики и выразил мнение, что водители всё-таки могут отстоять свою правоту, поскольку такого рода предписания выдаются при нарушениях, прописанных в положениях по допуску транспортных средств и в перечне неисправностей, при которых эксплуатация запрещена.

В данном случае сотрудники ГИБДД не имеют права выдавать подобное предписание.

У нас есть основные положения по допуску транспортных средств и перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация (приложения к ПДД). Вот здесь сотрудники полиции (ДПС) могут давать предписания.

В противном случае можно было бы давать, например, предписание не ездить больше по обочине или на красный сигнал светофора.

Ранее, до 2014 года, в России действовало более жёсткое наказание за езду без полиса ОСАГО – помимо штрафа нарушителя могли наказать снятием регистрационных номеров. Теперь сотрудники ГИБДД такой возможности лишены и вынуждены идти на новые ухищрения, чтобы заставить автомобилистов купить полис «автогражданки».

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *