Минэкономразвития ужесточает правила будущего упрощенного банкротства граждан

Банки опасаются массовых банкротств граждан по упрощенной схеме. На днях Минэкономразвития внесло в правительство поправки, по которым россияне смогут объявить о своей финансовой несостоятельности без обращения в суд.

Достаточно будет подать заявление о невозможности платить по кредитам через МФЦ. При этом не нужно будет оплачивать услуги арбитражного управляющего, как сейчас. Речь о долгах от 50 до 700 тыс. руб.

В Ассоциации банков России опасаются, что банкротиться начнут недобросовестные должники и активизируются мошенники.

От нововведения пострадают не только финансовые организации, но и заемщики, подчеркнул начальник правового управления Ассоциации банков России Сергей Клименко: «Мы опасаемся, что недобросовестным должникам выгоднее будет признать себя безработными и в итоге получить статус банкрота, и не отдавать деньги.

По нашему мнению, по мнению банков, это приведет к тому, что им придется пересмотреть подходы к рискам, и даже добросовестные заемщики, которые являются пенсионерами, готовыми выплачивать кредит, у которых небольшой доход, могут просто начать получать отказы, и все. Мы же не против самого введения внесудебного банкротства.

Но пускай будет какой-то орган, а не банк, который будет проверять, насколько человек соответствует этим критериям, например, арбитражный управляющий этим будет заниматься. Допустим, человек заявил о банкротстве, что он безработный, было подано заявление, потом он устраивается на работу.

Кто это будет отслеживать? Получается, что никто, кроме банка».

Минэкономразвития ужесточает правила будущего упрощенного банкротства граждан

Согласно поправкам, как пишут «Ведомости», подать заявление на внесудебное банкротство может заемщик, который признан безработным, либо у которого официальный заработок меньше двойного размера прожиточного минимума на каждого члена семьи, либо у которого единственный доход — пенсия. Воспользоваться этой процедурой можно раз в 10 лет.

Управляющий партнер юридической компании «Кочерин и партнеры» Владислав Кочерин считает, что финансовым организациям есть чего бояться: «Раньше процедура возможна была только через суд с использованием услуг арбитражного управляющего, который отдельно оплачивался, и расходы доходили до 150-200 тыс. руб.

Как правило, для должника это была неподъемная сумма, и он не мог заявить о своем банкротстве, и так ходил с долгами. Сейчас максимальную сумму для такого упрощенного банкротства предлагают зафиксировать на уровне 700 тыс. руб. — сумма достаточно большая. Получается, что многие граждане, в том числе и не совсем малообеспеченные, могут просто взять кредит, допустим, на 650 тыс. руб.

, и не отдавать его, и заявить о своем банкротстве. Все-таки для крупных должников, наверное, следует оставить старый порядок.

А еще одна проблема в том, что в поправках не предусмотрен порядок уведомления кредитора о грядущем банкротстве должника.

Ранее должник обязан был публиковать об этом сообщение в СМИ и обратиться в суд, который обязывал управляющего в том числе опубликовать сообщение, и эта информация становилась общедоступной. Кредитор так или иначе мог узнать о том, что его должник банкротиться.

Сейчас получается, что кредитор не обязан кого-то уведомлять, соответственно, кредиторы рискуют вообще не узнать о том, что производится процедура банкротства».

Минэкономразвития ужесточает правила будущего упрощенного банкротства граждан

Управляющий партнер юридической компании «Шаги» Андрей Шарков считает, что у банков по-прежнему остается достаточно инструментов для того, чтобы пресечь злоупотребления при банкротствах: «Если сопоставить это с тем, что было, когда вводили процедуру банкротства физических лиц, потребовалось какое-то время на настройку системы. Сейчас всем понятно, что эта невозможность не платить по своим обязательствам — это немножко другая история. Учитывая, что опыт есть, уже отработана судебная процедура банкротства, я думаю, что и с внесудебной будет все правильно и в принципе намного быстрее.

Сейчас последствия банкротства в первую очередь — это, по сути, невозможность кредитования в будущем. Она многими уже оценивается и существенно влияет на принятие решение о том, запускать процедуру или нет. У нас опыт работы сейчас показывает, что даже лиц, изначально обратившихся с тем, чтобы, скажем так, злоупотребить процедурой, очень немного — 15-20%.

Более того, мы же с вами видим, что законопроект предусматривает возможность судебной проверки, просто он здесь бремя перекладывает на кредиторов, и объективно они обладают гораздо большими возможностями финансирования процедуры, чем сам должник».

Как считают в Ассоциации банков России, чтобы избежать злоупотреблений, нужно как минимум ограничить диапазон долгов для внесудебного банкротства — от 250 тыс. до 500 тыс. руб.

Упрощенное банкротство через МФЦ — разбор процедуры упрощенного банкротства

Минэкономразвития ужесточает правила будущего упрощенного банкротства граждан

Сеть уже давно наводнена новостями о том, что граждане, которые не могут справиться с долговой нагрузкой смогут бесплатно и без участия суда пройти процедуру банкротства. И вот,  31 июля 2020 года подписан и опубликован Федеральный закон №289-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве) и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина”. Действовать этот закон начнет с 1 сентября 2020 года. 

При внесении законопроекта было заявлено, что принятие федерального закона будет способствовать снижению нагрузки на суды, повышению доступности и эффективности банкротства для граждан. В этой статье мы проанализируем процедуру бесплатного (упрощенного) банкротства и посмотрим, так ли это на самом деле и для людей ли создана эта новелла.

Что такое упрощенное банкротство?

Обосновывая необходимость введения нового механизма банкротства физических лиц инициатор нововведений указал на ряд причин:

  • стабильную динамику роста числа судебных решений о признании граждан банкротами;
  • выявленную на практике неэффективность реабилитационной процедуры — реструктуризации долгов;
  • рост количества банкротств, в которых кредиторы не получают никаких выплат по окончании ввиду отсутствия доходов и имущества должников;

В совокупности, всеми этими причинами объясняется самая главная: судебная процедура банкротства — трудоемкий, малоэффективный и дорогостоящий процесс.

Банкротство без суда — шанс в более простом порядке избавиться от накопившегося долгового времени бесплатно.

Бесплатная консультация по упрощенному банкротству

Кто может пройти упрощенное (внесудебное) банкротство?

Упрощенная процедура на то и упрощенная, что для ее возбуждения необходимо соответствовать минимальному  количеству условий.

Для того, чтобы бесплатно обанкротится необходимо:

  • иметь задолженность по денежным обязательствам или обязательным платежам в бюджет от 50 000 до 500 000 рублей;
  • задолженность должна пройти этапы судебного взыскания и исполнительного производства;
  • исполнительный лист должен быть возвращен взыскателю ввиду отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом меры по поиску имущества не принесли результата;
  • после возврата исполнительного документа исполнительный лист не был вновь предъявлен к исполнению.

Все достаточно просто и гражданин может самостоятельно оценить шансы на подачу заявления о несостоятельности во внесудебном порядке.

Необходимые документы

Законом установлены лишь два обязательных документа, которые необходимы для упрощенной процедуры банкротства: заявление и список кредиторов.

Во время написания данной статьи форма заявления о несостоятельности (банкротстве) в ”упрощенке” еще не определена.

Вместе с тем,опираясь на богатый опыт сопровождения судебных дел, полагаем, что обоснованным будет указать в нем основания возникновения и размер задолженности, причины ее возникновения, обосновать свою неплатежеспособность. Если составление документов вызывает у Вас затруднения — лучше обратиться к юристу по банкротству.

Что касается списка кредиторов, то требования к его содержанию указаны в абзаце 4 пункта 3 статьи 213.4 Федерального закона №127-ФЗ: наименование организации или Ф.И.О.

кредитора-физического лица, сумма задолженности, место нахождения (юридический адрес) или место жительства кредитора; отдельной строкой прописывается задолженность по обязательным платежам, возникшая в результате осуществления гражданином предпринимательской деятельности. Министерством экономического развития России разработана специальная форма списка кредиторов, достаточно понятная для людей, в которую нужно лишь внести необходимые сведения (см. приказ Минэкономразвития России от 05.08.2015 N 530 «Об утверждении форм документов, представляемых гражданином при обращении в суд с заявлением о признании его банкротом»).

Обращаем внимание, что судебное банкротство предусматривает предоставление целого пакета документов в добавок к заявлению о несостоятельности: личные документы, документы, подтверждающие имущественное положение должника, документы, подтверждающие основание возникновения и размер задолженности и прочие. Бесплатное банкротство освобождает должника от необходимости тратить время на сбор доказательственной базы ввиду того, что вопрос его платежеспособности к моменту подачи заявления исследован судебными приставами.

Порядок оформления упрощенного банкротства через МФЦ

Место суда в “упрощенке” заняли многофункциональные центры, предоставляющие государственные услуги гражданам (МФЦ).

Заявление о признании несостоятельным (банкротом) в упрощенном порядке подается должником в МФЦ по месту жительства или пребывания.

В течение одного рабочего дня МФЦ осуществляет проверку наличия сведений об исполнительных производствах в отношении должника, используя общедоступные сведения сайта Федеральной службы судебных приставов в сети Интернет: https://fssp.gov.ru/iss/IP. Этот ресурс позволяет человеку самостоятельно отслеживать действия судебных приставов — что мы и советуем сделать перед походом в МФЦ.

Для принятия документов должника необходимо, чтобы при осуществлении проверки исполнительных производств:

  • были сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным п.4 ч. 1 ст. 46 ФЗ №229-ФЗ “Об исполнительном производстве”;
  • отсутствовала информация о ведении иных исполнительных производств, начатых после возвращения исполнительного документа и не оконченных и не прекращенных на момент проверки сведений.
Читайте также:  Ответственность ИП - имущественная, субсидиарная, уголовная

В случае несоответствия результатов проверки в каком-либо из пунктов в течение 3-х дней МФЦ возвращает должнику заявление с указанием причины возврата — повторно должник может обратиться не раньше, чем через один месяц. Если заявитель считает, что отсутствуют законные основания для возврата — отказ может быть обжалован в арбитражный суд по месту жительства должника.

Бесплатная консультация по упрощенному банкротству

Последствия принятия заявления о признании банкротом в упрощенном порядке

Если в ходе проверки по базе ФССП не было выявлено препятствий для принятия заявления о несостоятельности в упрощенном порядке, МФЦ начинает работу и публикует на ЕФРСБ (Едином федеральном ресурсе сведений о банкротстве) сообщение о признании гражданина банкротом. 

Опубликование сообщения на ЕФРСБ порождает ряд последствий:

  1. вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по обязательствам, за исключением тех, кто не был указан в заявлении о банкротстве; а также требований неразрывно связанных с личностью кредитора (подробнее о том, какие долги не могут быть списаны читайте в нашей статье);

  2. срок исполнения заявленных обязательств, считается наступившим;

  3. прекращается начисление процентов, пени и штрафов — долг больше не растет;

  4. кредиторы теряют возможность предъявить исполнительные документы к исполнению куда-либо (в банк, Пенсионный фонд и т.д.), кроме ФССП;

  5. все имеющиеся исполнительные производства, за исключением тех, которые открыты в отношении обязательств, долги по которым не могут быть списаны, приостанавливаются;

  6. заявитель ограничивается в правах на совершение сделок по получению займов, кредитов, выдаче поручительств и иных обеспечительных сделок;

  7. в случае появления у должника какого-либо имущества или существенного изменения финансовой ситуации (например, трудоустройства на более высокооплачиваемую работу), т.е.

    наличия обстоятельств, позволяющих полностью или в значительной части  погасить требования кредиторов — он должен оповестить об этом МФЦ в течение 5 дней, а тот в свою очередь в течение 3-х дней должен прекратить процедуру внесудебного банкротства.

Последствия упрощенного банкротства

Процедура упрощенного банкротства длится 6 месяцев.

Если за это это время у заявителя не было выявлено имущество, за счет продажи которого можно погасить задолженность, не появилась работа с достаточным для удовлетворения требований доходом или неожиданно не свалилось наследство; а кредиторы не начали процедуру банкротства  должника в судебном порядке — процедура будет завершена, должник освобожден от дальнейшего исполнения обязательств, а долг будет признан безнадежным.

Для физического лица после завершения процедуры, кроме списания задолженности, наступает еще ряд последствий, аналогичных завершению судом — они перечислены в ст.213.30 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” (подробно об этих последствиях можно узнать в нашей статье о последствиях банкротства физических лиц).

ВАЖНО: списать долги в рамках “упрощенки” возможно только по тем обязательствам и у тех кредиторов, которые указаны в заявлении.

Однако “упрощенка” имеет и несколько отличий от стандартной процедуры:

  1. если с момента прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до момента подачи заявления о признании банкротом во внесудебном порядке прошло менее года, по окончании к лицу применяются последствия банкротства не физического лица, а индивидуального предпринимателя по ст. 216 Закона о несостоятельности, в частности, должник не сможет зарегистрироваться как ИП в течение 5 лет;

  2. повторно стать банкротом через МФЦ можно только через 10 лет.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

ПЛЮСЫ:

  1. определен конкретный срок процедуры — 6 месяцев;

  2. процедура возможна при сравнительно небольшой задолженности — от 50 000 рублей;

  3. такое банкротство бесплатно;

  4. для начала банкротства нужно только заявление и список кредиторов.

МИНУСЫ:

  1. необходимо иметь просуженные долги и исполнительное производство, по которому исполнительный документ возвращен взыскателю по определенному основанию;

  2. списанию подлежат только те суммы у конкретных кредиторов, которые указал должник;

  3. кредиторы, не включенные в заявление, могут обратиться  в суд с требованием признания гражданина банкротом, что является основанием для прекращения упрощенного банкротства;

  4. процедура подойдет только для граждан, не имеющих никакого имущества и никакого официального дохода.

Судебное банкротство физического лица – это хорошо отработанный и понятный юридический механизм, а вот бесплатное внесудебное банкротство — новелла законодательства, в которой лучше разбираться не самому, а довериться опыту профессионалов.

Если у вас проблемы с долгами, нечем платить по кредиту, имеются неразрешимые финансовые сложности, обращайтесь в нашу компанию, и, в ходе бесплатной консультации, мы ответим на любые вопросы и поможем законно освободиться от обязательств.

Бесплатная консультация по упрощенному банкротству

Минэкономразвития доработало поправки о бесплатном банкротстве граждан

 Российская ГазетаРоссийская Газета

Законопроект предусматривает два типа процедур: судебную и внесудебную. Судебное банкротство сможет инициировать как сам должник, так и кредитор. Гражданин при подаче заявления должен подтвердить, что соответствует определенным критериям. Общий размер его долга — от 50 до 700 тысяч рублей (в течение последних 6 месяцев перед подачей заявления возникло не более четверти долга). В течение последнего года человек не совершал безвозмездные сделки по отчуждению имущества стоимостью более 200 тысяч рублей и не было продавал его дороже 2 млн рублей. При этом общая стоимость его имущества, исключая то, на которое не может быть обращено взыскание, например, единственное жилье, на момент подачи заявки не превышает 500 тысяч рублей. Претендент на банкротство не должен менять фамилию в течение 6 месяцев до подачи заявления, а также иметь неснятую судимость.

Кредитор может инициировать банкротство, если долг составляет от 500 до 700 тысяч рублей и просрочен более 3 месяцев

Решение о признании гражданина банкротом и о реализации имущества по упрощенной процедуре может быть принято арбитражным судом без вызова сторон и без проведения судебного заседания в течение 5 рабочих дней с даты принятия заявления. Если у него обнаружатся активы стоимостью более 500 тысяч рублей (или он получит их), то на основании ходатайства участвующих в деле лиц может быть осуществлен переход в процедуру банкротства по общим правилам.

Если процедуру запускает сам должник, участие в деле арбитражного управляющего необязательно.

В случае его утверждения по инициативе кредиторов на него возлагается ограниченный круг обязанностей, в том числе ведение реестра требований кредиторов, удовлетворение требований кредиторов, подготовка отчета, в некоторых случаях также проведение описи, оценки и продажи имущества. Если арбитражный управляющий не утвержден, то имущество реализуется самим гражданином.

Процедуру внесудебного банкротства можно будет проводить по заявлению неплатежеспособного гражданина, если в отношении него не введена иная процедура и в случае отсутствия у него имущества.

Начало проведения такой процедуры влечет прекращение начисления процентов по всем обязательствам, одновременно, и гражданин теряет право получать займы, кредиты, выдавать поручительства. Если во время процедуры обнаружится поступление в его собственность имущества, то дело может быть продолжено в общем или упрощенном порядке.

По истечении одного года внесудебное банкротство завершается, и гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов.

В законопроекте прописан четкий порядок финансирования процедур внесудебного банкротства граждан.

Каждая саморегулируемая организация (СРО) арбитражных управляющих создает фонд поддержки внесудебного банкротства граждан. Он формируется в соответствии с правилами, утверждаемыми саморегулируемой организацией, в том числе за счет ежегодных взносов ее членов. Размер фонда — не менее 500 тыс. рублей. При расходовании средств, фонд должен быть пополнен в течение трех месяцев.

Выплаты арбитражным управляющим из фонда производятся согласно правилам, утверждаемым самой саморегулируемой организацией.

Вознаграждение арбитражного управляющего за рассмотрение заявления гражданина составляет 3 тысячи рублей, а за осуществление полномочий в ходе процедуры — 2 тысячи рублей (если иной размер не установлен правилами саморегулируемой организации арбитражных управляющих). Кредитор может заключить с АУ соглашение о вознаграждении и оплате расходов.

Руководитель проекта «Федресурс» Алексей Юхнин:

— Рождение процедуры банкротства физлиц, в том виде, в котором она есть сейчас, происходило долго, трудно, с большим количеством обсуждений, и результат на тот момент был приемлемым.

На данный момент стало понятно, что есть значительная часть граждан, которым банкротство необходимо (не могут платить по своим даже небольшим долгам), но недоступно (поскольку дорого и трудно). При этом такие граждане не имеют имущества, а их доходы весьма незначительны.

Соответственно, для таких людей должны существовать правила недорогого и необременительного списания долгов. Да и в целом процедура должна быть оптимизирована для всех граждан.

Читайте также:  Суд разрешил банкроту оставить единственное дорогое жилье

Сегодня это особенно актуально. Доступная для граждан процедура банкротства призвана снизить социальную напряженность. У людей появится возможность в текущих непростых условиях решить проблему просроченного долга в цивилизованной форме.

Если будет введен мораторий на банкротство компаний, суды смогут сосредоточиться на делах в отношении граждан. Вопрос, смогут ли саморегулируемые организации арбитражных управляющих финансировать процедуры, в условиях все того же моратория на банкротство компаний, приносящего управляющим доход.

Поэтому, на мой взгляд, на текущем этапе более жизнеспособна процедура, не требующая затрат СРО, и с минимальным участием арбитражного управляющего.

Россиянам с долгами до 1 млн рублей могут разрешить внесудебное банкротство — новости Право.ру

Минэкономразвития предложило увеличить максимальный порог долга, при котором человек может инициировать личное банкротство во внесудебном порядке через многофункциональный центр (МФЦ), с 500 000 руб. до 1 млн руб. Об этом «Интерфаксу» сообщил информированный источник.

https://www.youtube.com/watch?v=CJClKgTaEf4\u0026t=156s

Сейчас личное банкротство может инициировать гражданин, если имеет непогашенные обязательства на сумму 50 000–500 000 руб. и в его отношении исполнительное производство было прекращено из-за отсутствия имущества и не возбуждено новое после возвращения исполнительного документа взыскателю. 

В этом сюжете

Минэкономразвития предлагает увеличить максимально допустимый для возбуждения упрощенной процедуры банкротства общий размер долга до 1 млн руб. При этом размер денежных обязательств не должен будет выходить за рамки 50 000–500 000 руб., аналогичный лимит устанавливается и для долгов перед бюджетом.

Предлагается разрешить должникам один раз в рамках процедуры подавать уточненные заявления, в том числе корректировать список кредиторов. В таком случае полгода начинают отсчитываться заново – с момента публикации уточненного уведомления в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве («Федресурс»).

Могут упростить и составление списка своих долгов перед бюджетом. МФЦ сможет сформировать его самостоятельно, запросив данные из государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах сведения об этой задолженности. Для этого гражданин должен будет дать свое согласие на такое действие.

Минэкономразвития предлагает дать кредиторам право обращаться в суды с заявлением о неприменении правила о списании долгов в течение года с момента, когда они узнали или должны были узнать о наличии соответствующих оснований, но не позднее трех лет со дня включения в «Федресурс» сведений о завершении процедуры внесудебного банкротства должника.

Также могут разрешить передавать без согласия должника, в отношении которого завершено исполнительное производство, его персональные данные в федеральные, региональные органы исполнительной власти и муниципалитеты.

С 1 сентября 2020 года до конца июня 2021 года инициировать внесудебное личное банкротство россияне пытались 10 961 раз, но процедура была возбуждена только в 37% случаях (4032). В первые месяцы запуска новой процедуры доля возвратов заявлений доходила до 70-80%, а в марте-июне 2021 года снизилась до 50%, свидетельствуют данные «Федресурса».

Минэкономразвития вновь предлагает ввести упрощенное банкротство граждан

28 декабря 2018 г. Министерство экономического развития сообщило о подготовке проекта изменений в Закон о несостоятельности в части введения упрощенной процедуры банкротства граждан.

В пояснительной записке к проекту указано, что вступившие в силу с 1 октября 2015 г.

нормы закона, регулирующие процедуры банкротства физических лиц, оказались недоступны для значительного числа должников, находящихся в затруднительном материальном положении.

В этой связи Минэкономразвития России – разработчик проекта – предложило предусмотреть в законе упрощенную процедуру банкротства физлиц, которая позволит расширить практику применения гражданами данного института и повысить его доступность.

Повторное появление законопроекта

Это не первая попытка Минэкономразвития по введению такой новеллы в Закон о банкротстве. Впервые аналогичный проект был представлен на обсуждение в сентябре 2016 г. и затем неоднократно подвергался корректировкам по итогам экспертных оценок.

Однако в конце 2017 г. работа над законопроектом была приостановлена. Последняя редакция документа на тот момент, в частности, предполагала малообеспеченным гражданам самостоятельное юридическое сопровождение процедуры банкротства без привлечения финансового управляющего.

Как писала «АГ», тогда Федеральная палата адвокатов представила правовую позицию, в которой, поддержав концепцию разрабатываемого законопроекта, предложила внести в него изменения, ограничив круг возможных представителей несостоятельных граждан в рамках упрощенной процедуры банкротства адвокатами и арбитражными управляющими. Также ФПА указывала, что судебное представительство несостоятельных граждан должно носить обязательный характер и осуществляться в арбитражном судопроизводстве только адвокатами.

ФПА предлагает привлекать адвокатов к упрощенному банкротству гражданВ Минэкономразвития России направлена правовая позиция Федеральной палаты адвокатов к проекту поправок в Закон о несостоятельности, предусматривающих введение упрощенной процедуры банкротства физлиц

Стоит отметить, что на момент подготовки этого материала в паспорте проекта 2016 г. была размещена новая версия документа, а сам он переведен в статус публичного обсуждения. Текущая версия документа значительно отличается от последней редакции, представленной в том числе для оценки ФПА.

В Федеральной палате адвокатов «АГ» сообщили, что новый законопроект также будет изучен и на него будет представлена правовая позиция: «Обсуждаемая сегодня законодательная инициатива касается законных прав и интересов граждан, поэтому адвокатское сообщество не может оставаться в стороне и примет участие в ее обсуждении».

Основные положения

В частности, как следует из проекта, упрощенная процедура банкротства может быть применима только к гражданам, общий размер долга которых составляет от 50 тыс. до 700 тыс. руб.

Заявление о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре может быть подано как самим должником, так и кредитором – если его требования составляют от 500 тыс. до 700 тыс. руб.

и не исполнены в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Арбитражный суд отказывает во введении общей процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина, при наличии любого из следующих обстоятельств: заявитель либо СРО арбитражных управляющих не представили кандидатуру финансового управляющего; отсутствие средств, достаточных для возмещения расходов на проведение процедуры.

Заявление о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре рассматривается в течение 5 рабочих дней после даты отказа в удовлетворении последнего из заявлений о признании должника банкротом по общей процедуре, а при отсутствии таких заявлений – в течение 5 рабочих дней с даты принятия заявления о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре.

При этом решение о признании должника банкротом и введении упрощенной процедуры может быть принято без вызова сторон и без проведения судебного заседания. По ходатайству должника или кредитора либо по инициативе суда заявление о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре может быть рассмотрено в судебном заседании, в котором вправе участвовать как гражданин, так и его кредиторы.

Вынося решение о признании должника банкротом по упрощенной процедуре, суд вправе на основании имеющихся в деле доказательств определить максимальный размер исключаемой из конкурсной массы суммы ежемесячных расходов гражданина (с учетом лиц, находящихся на его иждивении), разъяснив при этом должнику, что тот не вправе распоряжаться иным своим имуществом, входящим в конкурсную массу. При этом лица, участвующие в деле, вправе обратиться с ходатайством об изменении указанного размера.

Арбитражные споры: количество побеждает качество?Опубликована статистика деятельности арбитражных судов за первое полугодие 2018 г.

Копия решения о признании должника банкротом по упрощенной процедуре направляется судом должнику, а также кредиторам, сведения о которых указаны в списке кредиторов. Копии остальных судебных актов, принимаемых в рамках упрощенной процедуры банкротства, направляются при наличии письменного ходатайства.

Решение суда о введении упрощенной процедуры банкротства обжалуется в общем порядке. Прочие судебные акты, принятые в рамках этой процедуры, могут быть обжалованы в течение 14 календарных дней со дня принятия. Принятые в таких случаях судом апелляционной инстанции судебные акты обжалованию в кассацию не подлежат.

Проект также предусматривает, что при упрощенной процедуре банкротства собрание кредиторов проводить не обязательно – оно может быть проведено по инициативе должника, кредиторов или финансового управляющего. Если собрание инициирует кредитор, он несет расходы на его подготовку и проведение.

На финансового управляющего возлагаются обязанности по ведению реестра требований кредиторов и соблюдению порядка удовлетворения этих требований, опубликованию сведений в установленном порядке, а также подготовке и направлению в суд отчета о результатах проведения процедуры банкротства.

Он также вправе принимать меры по выявлению и обеспечению сохранности имущества гражданина-должника за счет заинтересованных в этом кредиторов и иных участвующих в деле лиц. Кроме того, в ряде случаев финансовый управляющий обязан проводить опись, оценку и (или) продажу имущества должника.

Читайте также:  Заявление об исправлении описки в исполнительном листе — образец

  • Финансовый управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации – другие его счета подлежат закрытию по мере обнаружения, а остатки денежных средств на них перечисляются на основной счет.
  • Если в ходе упрощенной процедуры банкротства в собственность должника поступит имущество либо существенно возрастут его доходы, он обязан в течение 5 рабочих дней уведомить об этом суд, финансового управляющего и прочих лиц, участвующих в деле.
  • Не ранее истечения срока для предъявления требований кредиторов, но не позднее окончания срока предъявления возражений на них гражданин (или финансовый управляющий – в случае возложения на него таких полномочий) обязан направить в суд, а также участвующим в деле лицам предложения о порядке продажи имущества либо уведомить их об отсутствии в составе конкурсной массы имущества, которое может быть продано.
  • При обнаружении по истечении указанного срока имущества финансовым управляющим либо кредиторами они вправе представить свои предложения о порядке его продажи с указанием перечня имущества и его цены: начальной, если предусмотрены торги, либо минимальной – при прямой продаже.

В случае удовлетворения ходатайства на продажу имущества должника с торгов расходы несет заявитель, и торги проводятся финансовым управляющим или организатором аукциона.

Возражения против предложенного порядка продажи имущества, в том числе стартовой и (или) минимальной цены, должны быть направлены в течение 15 рабочих дней с даты получения предложений о порядке продажи. Соответствующее определение суда может быть обжаловано.

Заявление об оспаривании сделки гражданина может подать кредитор, независимо от размера его требований, а также финансовый управляющий.

Проект предусматривает основания перехода из упрощенной процедуры банкротства гражданина к общей.

Это может произойти при выявлении существенного несоответствия размера долга условиям применения упрощенной процедуры, которое не было и не должно было быть известно лицу, обратившемуся с заявлением, ко дню введения процедуры реализации имущества гражданина по упрощенной процедуре. Иной причиной может стать обнаружение или поступление в ходе упрощенной процедуры в собственность гражданина имущества стоимостью свыше 200 тыс. руб.

Если должник скрывал активы или совершал иные неправомерные действия (например, декларировал соответствие требованиям, необходимым для применения упрощенной процедуры, в то время как реально он им не соответствовал), определение о завершении процедуры может быть пересмотрено, а требования кредиторов в непогашенной части – восстановлены.

Оценка экспертов в сфере банкротства

Комментируя законопроект, партнер АБ «Юрлов и Партнеры» Кирилл Горбатов отметил, что он обсуждается экспертами с 2015 г., причем его начальный вариант существенно отличался от нынешнего.

В АП Московской области обсудили возможность расширения спектра оказываемой адвокатами юридической помощи за счет представительства граждан в упрощенной процедуре банкротства

Так, подчеркнул эксперт, один из самых дискуссионных вопросов тогда состоял в обсуждении необходимости участия финансового управляющего в рамках упрощенной процедуры граждан. В итоговом варианте его участие все же предусмотрено, хотя спектр его действий существенно ограничен.

«Основной замысел состоит в том, что финансовый управляющий будет осуществлять какие-либо дополнительные действия (поиск имущества должника, проведение собраний, реализация имущества) лишь при инициативе кого-либо из кредиторов и при условии, что тот готов финансировать эти мероприятия.

Таким образом, время на проведение процедуры банкротства значительно сокращается, поскольку управляющий не проводит формальных, не имеющих в определенных случаях смысла процедур, однако при этом у кредиторов сохраняется возможность с помощью финансового управляющего получать дополнительную информацию об имуществе, о сделках должника с целью определять перспективность того или иного процессуального действия в рамках банкротства», – отметил он. По мнению Кирилла Горбатова, принятие поправок должно обеспечить доступ большего числа граждан (потенциальных банкротов) к процедуре банкротства за счет ее сокращения и удешевления.

Адвокат АБ «ФОРТиС» Самарской области Андрей Носов отметил, что, введя в 2015 г.

положения, касающиеся несостоятельности (банкротства) физлиц, государство фактически предоставило гражданам, оказавшимся в крайне затруднительном материальном положении, возможность «обнулить» свою финансовую историю и начать жизнь, что называется, с чистого листа. «Неудивительно, что количественные показатели данной категории дел стали увеличиваться в геометрической прогрессии», – подчеркнул он.

Эксперт добавил, что проект поправок о введении упрощенной процедуры является закономерным развитием института банкротства граждан и направлен, с одной стороны, на повышение доступности для должников, с другой – на значительное снижение финансовых, организационных и временных затрат по реализации процедур банкротства арбитражными судами, финансовыми управляющими, кредиторами и должниками. «Подобные изменения, несомненно, следует признать положительными, однако вопрос их реальной эффективности лежит исключительно в плоскости правоприменения. Уверен, что время и практика все расставят на свои места», – резюмировал адвокат.

Директор департамента корпоративного права юридической фирмы «РКТ» Елена Кравцова также в целом положительно оценила законопроект.

«Общая процедура банкротства является достаточно громоздкой, арбитражный управляющий обязан совершать множество строго регламентированных действий (публикации, уведомления кредиторов, отчеты и проведение собраний, розыск имущества и т. д.), не считая судебных заседаний в рамках процедуры и обособленных споров», – пояснила она.

Эксперт отметила, что в настоящее время расходы на проведение процедуры банкротства должника могут составлять от 100 до 300 тыс. руб., при этом значительной статьей расходов являются сопровождающие процедуру многочисленные публикации в официальных изданиях, касающихся инвентаризации, оценки и продажи имущества должника (публикации о торгах).

По мнению Елены Кравцовой, проект существенно удешевляет процедуру банкротства в связи с упрощением порядка рассмотрения требований кредиторов, отсутствия необходимости многих публикаций, а также упрощения порядка продажи имущества.

Она не усмотрела в проекте нарушения прав кредиторов, поскольку при предоставлении финансирования они могут потребовать проведения финансового анализа и основательного розыска имущества должника с целью установления обстоятельств банкротства.

Эксперт полагает, что возложение бремени расходов на кредиторов также будет способствовать взвешенному подходу к применению данных институтов.

При этом Елена Кравцова полагает, что принятие проекта в нынешней редакции вряд ли существенно повлияет на количество процедур, поскольку при расчете стоимости имущества должника также учитывается стоимость единственного жилья, что не позволит использовать упрощенный порядок банкротства.

У управляющего партнера АБ «ЕМПП», адвоката Сергея Егорова проект вызвал смешанные чувства.

«С одной стороны, необходимо положительно оценить усилия Минэкономразвития России по стремлению максимально в теории упросить процедуру банкротства и приспособить ее для списания долгов с граждан, попавших в настолько тяжелое финансовое состояние, что они не в состоянии оплатить расходы по обычной процедуре банкротства, – пояснил он. – С другой стороны, не вижу практического решения поставленной задачи при оставлении в схеме упрощенного банкротства фигуры арбитражного управляющего без обеспечения надлежащего финансирования его работы».

По мнению адвоката, проблема недостаточно эффективной работы закона связана ни с недостаточностью денег у среднего должника для оплаты расходов в деле о банкротстве, а с тем, что финансовые управляющие не заинтересованы заниматься банкротством граждан за 25 тыс. руб. за процедуру.

Эксперт считает: при понимании, что у Минэкономразвития не было возможности получить недостающее финансирование за счет средств бюджета, а у должников этих средств нет, в проекте была предпринята попытка подступиться к проблеме одновременно со всех сторон: уменьшить объем необходимой работы для управляющего и переложить финансирование дополнительной необязательной работы на тех кредиторов, кто ставит перед управляющим соответствующие задачи или препятствует ему в реализации базовых мероприятий, предусмотренных упрощенной процедурой. По мнению эксперта, в теории это призвано сделать упрощенную процедуру менее трудозатратной для управляющего.

Сергей Егоров также отметил, что претензии вызывают «пределы упрощения» упрощенной процедуры банкротства. «Полагаю, что проект не содержит достаточной определенности во многих нормах.

Соглашусь, что процедуру реструктуризации задолженности для проведения упрощенной процедуры можно безболезненно исключить, так как и в общих процедурах банкротства она приводит только к нерациональному увеличению сроков и расходов.

Однако как на практике будет применяться норма, например, предлагающая должнику в свободной форме набросать заявление о своем банкротстве, которое затем предлагается рассмотреть арбитражному суду то ли в судебном заседании, то ли без проведения такового – по усмотрению суда? – задается вопросом эксперт. – При этом внятные критерии такого усмотрения не сформулированы».

В целом, полагает адвокат, в текущем виде законопроект представляется «сырым» и нуждающимся в доработке.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *