Для тех, кто копает глубже и хочет знать больше!
Подписывайтесь, если хотите быть в курсе последних событий в сфере гос закупок
Подписаться на новости 29.04.2019 От Минэкономразвития поступило предложение о том, что необходимо отступить от многоэтапной продажи имущества банкротов и лучше было бы осваивать торги с плавающим ценообразованием и подачей активов с понижением цены. Такие сведения поступили «Интерфаксу» от источника, имеющего отношение к подготовленным ведомством изменениям, которые планируется внести в закон о банкротстве. В данных поправках имеются сведения об идеи убрать статус залоговых кредиторов, кончено, если они не планируют оставить имущество себе. Если прибегнуть к мнению экспертов, то они с осторожностью относятся ко второму предложению, но согласны с первым. На данный момент времени в нашей стране имеются значительные сложности в системепродажи имущества банкротов. При рассмотрении такой процедуры, как первые торги, проводящиеся в форме открытого аукциона предполагается, что данная процедура проходит с повышением цены, а при повторных торгах начальная цена уменьшается на 10%. В том случае, если происходит продажа активов банкрота, то после этого будет следовать этап публичного предложения, при котором происходит уменьшение цены. На практике давно стало ясно, что такая система не является практичной или эффективной. Было подсчитано, что при проведении открытого аукциона в рамках процедур банкротства с 2017 по 2018 год, так и не состоялись в 95% и 94% случаев. Эти данные были взяты на основании данных ЕФРСБ (Единого федерального реестра сведений о банкротстве). Несовершенность такой системы подтверждает и Минэкономразвития: известно много случаев, при которых продать имущество банкротов при проведении первых и вторых торгов с повышенной ценой невозможно. А на процедуру их осуществления затрачивается очень много денежных средств, об этом говорится в пояснительной записке к проекту.
Стало известно, что уже несколько лет назад приступили к подготовке новых правок, которые будут внесены в закон о банкротстве и направленные на исправление данной ситуации.
Министерством был подготовлен список документации и установлен порядок подачи в целях рассмотрения и прохождения проверок на соответствие единым доп.требованиям для гарантии начала работы операторов ЭТП и ЭП с нужной специализацией, которые были утверждены в постановлении Правительства от 8.06.18 под номером 656.
Российское ФАС выдвинуло предложение о том, чтобы работников антимонопольных органов наделили правами самостоятельного направления хода рассмотрения дел о нарушениях антимонопольной Законодательной базы на этапах возбуждения и рассмотрения подобных дел.
Как сообщает служба финансово-экономической информации:
Получение права на установление дополнительных требований к поставщику государственных учреждений, что исходит из законопроекта о внесенных изменений в Законодательную базу закона № 223-ФЗ, который был размещен на официальном сайте проектов и нормативных правовых актов.
На своей главной страницы, официальный сайт zakupki.gov.ru разместил новость о том, что необходимо проверить свою версию КРИПТО-ПРО которая установлена на рабочем компьютере и в случае, если версия установлена не та, то в обязательном порядке следует ее переустановить!
Госсовет Республики Татарстан выдвинул предложение о повышении уровня ответственности для поставщиков при исполнении контракта, который был заключен в рамках 223 Федерального Закона.
Теперь 19 пункт в котором описываются правила ведения реестра договоров, которые заключены по 223-ФЗ начнет работать под новой редакцией уже с 1 июля.
Минсельхоз РФ произвел уточнение списка с товарами, которые будут подлежать обязательной ветсертифиации. Такое распоряжение было размещено на веб-сайте нормативных актов
Как говорится, для тех, кто не понял, для тех, кто сомневался, и для тех, кто был запуган рассказами о страшных контролёрах, чьё мнение по данному животрепещущему вопросу якобы кардинально отличается от мнения Минфина. На самом деле не отличается.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал указ, который утвердил национальный план противодействия коррупции на 2018-20 г.г.
Напоминаем о том, что Порядок в котором определяется НМЦК, также как и цена договора, который заключается с единственным поставщиком в сфере систематических перевозок авто и авиапассажиров, а также багажа в автомобильном транспорте и городскими наземными транспортными средствами, включается в основные формулы по определению НМЦК- что регламентировано приказом Минтранспорта Российской федерации от 8. 12. 17 под номером 513.
«Мечта организатора — англо-голландский аукцион!»
Велогонки три дня будут перекрывать движение в Петербурге«Скопинского маньяка» заточили в собственном домеВ Петербурге вспомнили членов экипажа подлодки «Курск»Российские миротворцы попали в смертельное ДТП в Нагорном КарабахеВ Иркутской области мужчина получил пожизненный срок за педофилиюВ Омске частично обрушилась пятиэтажка.
К этому шло давноДве машины загорелись в Кингисеппе с разницей в несколько минутНаш проект: «Зеленая карта»: что изменилось и что осталось прежнимУмер автор «Ля-ля-фа» и «Двух бездонных океанов глаз»Путин провел заседание с членами Совбеза и заслушал доклад Шойгу«Закрыть гештальт»: шестое чувство режиссера «Интернов»Между Петербургом и Тунисом возобновят авиасообщениеНе верите — попробуйте: психолог рассказал, как влюбиться за 49 минутВ Петербурге задержали мужчину, всадившего нож в мясникаКувырок в кювет в Шлиссельбурге отправил в больницу водителя «Поло»Экс-канцлер ФРГ Шрёдер подал в суд на БундестагНемецкий производитель кофе Tchibo ушел из РоссииИх нам навязала реклама. 6 убийственных для здоровья мифов о витаминахФИФА перенесла дату начала мундиаля в КатареВ Петербурге юного хоккеиста убило шайбой, у него остановилось сердцеЛюбить каждый дом как Борис КириковЛекция Аси Казанцевой прошла втайнеДвое не поделили перекрёсток на глазах у ДПС и затормозили НевскийПредыдущие новостиАрхив материалов24 ноября 2020, 10:02 предоставлено АО «РАД»Поделиться
Ольга Желудкова, заместитель генерального директора АО «Российский аукционный дом», о реалиях и перспективах рынка банкротных торгов.
Реалии таковы, что рынок банкротного имущества до сих пор остается самым загадочным и конфликтным из всех регулируемых государством рынков. Он самый молодой — он последним вышел в публичное пространство и до сих пор не утратил негативного ореола.
Уже само название «рынок ПРОБЛЕМНОГО имущества», означает, что здесь скрывается множество проблем. Подразумевается, что это проблемы, с которыми столкнется покупатель банкротного актива.
И хотя сегодня на банкротных торгах приобретают имущество те же инвесторы, которые торгуются на всех других рынках, и уже всем известно, что вся «проблемность» и прочие обременения снимаются с актива после последнего удара молотка, все равно, как говорится «имя есть примета», или «как вы яхту назовете, так она и поплывет».
И поэтому яхта под названием «банкротные торги» достигает цели под названием «продажа актива» долго и мучительно. Конечно, рынок банкротных торгов, нуждается в изменениях.
Процедуры продажи на нем самые длительные из всех, предусмотренных государством для реализации имущества. Продажи в банкротстве могут длиться годами.
А за это время имущество, предназначенное для продажи, теряет свою ликвидность, а то и исчезает, в том числе, силами недобросовестных участников процесса.
Но сейчас рынок банкротств находится в стадии активного развития и роста — от его эффективности зависит и стабильность финансовых организаций и перспективы рынка публичных продаж имущества в России.
Государство, как нормотворец — главный генератор прогресса на рынке продаж. Прогрессивные механизмы продаж — аукционы — навязаны рынку именно государством. Этот процесс коснулся и порядка продажи имущества в процедуре банкротства — 127 Федеральным законом о банкротстве, принятым в 2002 году, были установлены регламенты продажи на торгах банкротного имущества.
С тех пор число этапов продажи банкротных активов постепенно сокращалось. Сначала закон предусматривал четыре (первые и вторые торги без дисконта, третьи с дисконтом 10% и публичное предложение).
Плюсами были публичность информации (гарантированная публикацией в «Российской Газете») и относительная конкурентность процедур.
Но минусов было больше: длительность продажи, невозможность заключения договора с единственным участником торгов и общая непрозрачность проведения последних торгов — на понижение цены.
Коренной перелом на рынке произошел в 2008 году, когда имущество банкротов стало продаваться на электронных торгах. Это был явный прорыв.
Электронные торги снимают вопрос о месте проведения торгов, где надо физически присутствовать. То есть, круг участников торгов отныне ничем не ограничен.
Это запустило процесс создания электронных площадок по всей стране. Часть из них за прошедшие 12 лет развились в универсальные площадки.
Помимо этого, революционного нововведения произошел еще ряд новаций — как позитивных, так и негативных. Из плюсов могу отметить, например появление нового ресурса для обязательного опубликования сведений о банкротстве — ЕФРСБ, который аккумулирует всю информацию по всем процедурам. Разработка функционала ресурса началась в 2008 году, а запущен он был в 2011 году.
Также появляется возможность заключения договора с единственным участником торгов (раньше, если подана одна заявка, торги признавались несостоявшимися и далее следовал новый этап продажи, так что потенциальный покупатель, подавший заявку, нередко терялся.
Эта печальная практика до сих пор действует в отношении продажи имущества в рамках приватизации). Наконец, были исключены совершенно ненужные и бессмысленные повторные торги без снижения цены. Раньше 10% дисконт начинался после ВТОРЫХ несостоявшихся торгов на повышение, теперь — после ПЕРВЫХ.
То есть, сократилось время продажи имущества. Это очень позитивная новация.
Были, впрочем, и сомнительные изменения. Во-первых, появилась возможность использования не только открытой, но и закрытой формы подачи предложений по цене. То есть, все участники продажи приносят свои предложения по цене в конвертах, организатор торгов их вскрывает и выбирает наибольшее.
И у других участников нет возможности сказать «а я готов заплатить больше!» Мы считаем, что любая закрытая форма ущербна с точки зрения получения максимальной цены. Реальных торгов нет, значит, рост цены ограничен теми предложениями, которые однократно делают участники.
Эта форма продажи не позволяет создать реальную конкуренцию.
Но самое худшее — это способ определения победителя в публичном предложении. Мы помним, что в предыдущей итерации закона победителем становился тот, кто в течение месяца с даты опубликования сообщения о продаже предложит максимальную цену за объект.
То есть, потенциально покупателей могло быть несколько. Теперь же победителем торгов «публички» стал признаваться участник, который первым представил в установленный срок заявку с ценовым предложением. А мы помним, что торги электронные.
То есть, получилась конкуренция не по цене, а кто быстрее нажмет кнопку. По принципу «Кто раньше встал — того и тапки!»
Только через 6 лет законодатель ушел от процедуры, которая была крайне порочна и сводилась к тому, чтоб быстро нажать кнопку на торгах «публички» без какой-либо конкуренции. Сейчас процедура определения победителя выглядит так. Определены периоды снижение цены объекта.
Если в периоде подано одно ценовое предложение, оно побеждает, если несколько — побеждает наибольшее. Но предложения по-прежнему подаются в закрытом виде, то есть реальных торгов, как таковых, нет.
Все закрытые формы подачи предложений по цене, которые используются часто при проведении аукционов или публичных предложений — это возможность манипуляций.
Приведу в качестве примера виды злоупотреблений вокруг продажи имущества. Во-первых, это проведение контролируемых торгов. Тут речь идет о ситуациях, когда процедура торгов проводится конкурсным управляющим при заранее известном покупателе актива и цене приобретения. Подчас мы встречаемся с чудесами эквилибристики в части формирования лотов.
Лот формируются таким образом, что он интересен конкретному инвестору и не интересен для всех остальных. Например в составе одного лота: помещение в центре Москвы, земля сельхоз назначения в глубинке, 100 банкоматов и экскаватор. Если продавать их раздельно, мы получим вал предложений по каждому. А вместе они никому не нужны. Никому кроме одного.
Нередко встречается недостаточное раскрытие информации об имуществе, выставляемом на торги, или указание информации об участии в торгах в некорректной форме или в форме, препятствующей нормальному восприятию лицами, предполагающими принять участие в торгах.
Например, конкурсный управляющие описывают лот таким образом, что остается только догадываться ЧТО он продает. Особенно часто ликвидный актив «зашивают» в середину лота, в который включают, до кучи, основные средства, иное движимое имущество, и при всем желании найти среди этого хаоса, для инвесторов крайне затруднительно.
Или, например, указывают, что продается помещение — и кроме кадастрового номера ничего не указывают.
Мы как организатор торгов сами непосредственно сталкиваемся и с искусственно созданными ограничениями по показу активов: либо раз в неделю, либо не дозвониться, либо при ознакомлении с активов рассказывают устрашающие про активы истории, что пропадает желание их купить
Отпугивает «посторонних» покупателей и некорректная оценка имущества, выставляемого на торги.
Например, стоимость актива завышается, что исключает возможность его приобретения на аукционах и позволяет перейти к процедуре публичного предложения, где с помощью «ручной» торговой площадки искусственно ограничить число участников (путем, например, незаконного установления дополнительных требований к пакету документов) и «вручить» лот нужному покупателю.
Какие механизмы противодействия всему этому используем мы как организатор торгов? Во-первых, сами собираем всю возможную информацию об активах и с рынка, и из открытых источников, когда конкурсный управляющий не дает никакой документации, информации по активам. Во-вторых, сами «расшиваем лоты», объясняем комитету кредиторов целесообразность формирования лотов, почему ТАК, а не ИНАЧЕ.
Например, один из крупнейших банков привлек нас в качестве организатора торгов в процедуре банкротства по продаже 20 магазинов, которые были расположены в разных регионах России, разной площадью, разной ликвидностью и конечно же, они были оценены поштучно, НО сформированы единым лотом. Результат был очевиден: они не были проданы иным организатором торгов ни на первых, ни на повторных торгах. То есть проблема была даже не в цене актива, а в том, что нет такого инвестора, которому нужен такой вот микс из недвижимости, разбросанной по всей России.
В итоге, когда нас привлекли в качестве организатора торгов, первым делом мы проанализировали активы и рекомендовали изменить подход к лотированию, реализовать магазины поштучно.
В итоге магазины недавно были проданы на первых торгах с превышением в два и три раза, с количеством участников от 2 до 18 на лот. При начальной общей рыночной цене активов 400 млн рублей банк выручил совокупно около 700 млн.
Вот пример того, как формирование лотов влияет на эффективность реализации.
Наконец, мы активно продвигаем активы в рынок за счет рекламной компании и точечной работы с инвесторами. Например, в карантин, когда нас не пускали с покупателями на объект, мы снимали видеоролики и показывали все объекты онлайн. И продавали!
Сегодня в составе сделок РАДа 86% продаж относятся к сегменту ПРОБЛЕМНОГО имущества. Это, в основном недвижимость, потому что именно она выступает предметом залога по ипотечным кредитам.
И сейчас можно с уверенностью утверждать, что именно недвижимость в процедуре банкротства формирует и цены на рынке и способы реализации.
Вот почему так важно вывести рынок проблемного имущества на чистую воду.
- Итак, результаты наших продаж
- 1 квартал 2020 — 1572 лота/5,84 млрд
- 2 квартал 2020 — 1833 лота/6,95 млрд
- 3 квартал 2020 — 2680 лота/11,9 млрд
Статистика свидетельствует о том, что несмотря на все препятствия и несовершенства рынка, мы научились работать с проблемными активами. И собирать покупателей, и вести разъяснительную работу о том, что проблемка — это не страшно и не опасно! — без этого не было бы такого интереса к проблемному рынку.
Еще эта статистика свидетельствует об огромном интересе со стороны рынка к приобретению имущества на торгах с понижением цены. То есть, в данном случае, на публичке.
Потому что именно торги на понижение — лучший способ продажи имущества на турбулентном рынке, когда продавцы исходят из докризисной цены своего имущества, а покупатели учитывают изменение конъюнктуры и понижение стоимости имущества.
Свести в точку ожидания тех и других могут торги на понижение. Потенциальная возможность купить имущество с большим дисконтом, путем понижения стоимости, лучший аргумент для привлечения покупателей. И сейчас мы можем точно сказать, что рост цены на торгах в банкротстве сдерживается только несовершенством процедуры продажи.
Сегодня она многоэтапна. Первые торги, повторные с дисконтом, и, наконец, «публичка». Сегодня мы уже можем однозначно говорить о том, что в процедурах банкротства 80% имущества продается в рамках последнего этапа.
Таким образом, даже отталкиваясь от статистики, можно говорить о том, что первые и вторые торги работают не столь эффективно.
При этом, чтобы дожить до продажи имущества в процедуре банкротства, нужно три–четыре месяца, а то и полгода, год и даже больше.
То есть, камнем преткновения продажи имущества в банкротстве является длительность процедуры, которая допускает, во-первых, снижение инвестиционной привлекательности имущества, и во-вторых — бесконечную возню с целью воспрепятствовать продаже.
Как избавиться от главного недостатка — растянутости во времени — и сохранить главное достоинство — торги на понижение, и при этом обеспечить получение за актив МАКСИМАЛЬНОЙ цены?
Мечта организатора торгов — англо-голландский аукцион! Именно такая схема сейчас рассматривается законодателем в рамках реформы. Это торги в одну сессию. Сначала делается экспозиция объекта — условно месяц, или больше, в зависимости от его масштабности и сложности.
В течение этого срока продавец занимается рекламой, ищет покупателей, печатает буклеты, трубит везде о том, что продается такой объект (по крайней мере, так бы делали мы). Дальше — аукцион.
Если повышать цену от начальной никто из покупателей не согласился, начинается аукцион на понижение. Как только появляется первый подтвержденный покупатель, другим участникам сразу предлагается цену перебить, повысить, и начинается снова аукцион на повышение.
Побеждает тот, кто готов заплатить больше всех. И все это — В ОДНУ ТОРГОВУЮ СЕССИЮ!
Экономит время, сохраняет объект — не нужно переходить от одного способа продажи к другому, можно сделать все в одну торговую сессию. Снимает вопрос о стоимости объекта — начальная цена не имеет значения. Если она завышена, торги пойдут вниз, а оттуда, если появится конкуренция по низкой цене — вверх. Если цена занижена, торги пойдут вверх.
Все правовые дискуссии и анонсы будущих событий — здесь.
предоставлено АО «РАД»
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.
Реализация имущества должника во время процедуры банкротства: как происходит?
Оставьте заявку на консультацию по списанию долгов:
Признавая гражданина несостоятельным (банкротом), суд одновременно вводит процедуру реализация его имущества. Лишь по ее завершении суд рассмотрит вопрос об освобождении гражданина от долгов.
С этого момента все имущество гражданина (движимое и недвижимое имущество, земельные участки, транспортные средства, права требования, доли в ООО, ценные бумаги, денежные средства, в том числе заработная плата и иные доходы должника, и др.
) составляет конкурсную массу, за счет которой будут погашаться требования кредиторов.
Пройти бесплатный тест на банкротство
Что исключается из конкурсной массы?
Из конкурсной массы исключается:
- жилое помещение (его часть), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих с ним, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, а также земельный участок, на котором оно расположено. Если только оно не является предметом ипотеки. Ипотечное жилье будет реализовано.;
- предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
- имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника (за исключением предметов, стоимость которых превышает 10 000 руб.;
- племенной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания до выгона на пастбища (выезда на пасеку), а также хозяйственные строения и сооружения, необходимые для их содержания. При условии, что они не используются в предпринимательской деятельности.;
- семена, необходимые для очередного посева;
- продукты питания и деньги в размере прожиточного минимума для гражданина, а также лиц, находящихся у него на иждивении. По мотивированному ходатайству суд может выделить должнику денежные средства в большем размере, например, на приобретение дорогостоящих лекарственных средств;
- топливо, необходимое семье гражданина-должника для приготовления своей ежедневной пищи и отопления в течение отопительного сезона своего жилого помещения;
- средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;
- призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник;
- имущество, доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов (общая стоимость такого имущества не может превышать 10 000 руб.);
- выплаты, предназначенные для содержания иных лиц (алименты на несовершеннолетних детей; страховая пенсия по случаю потери кормильца, назначенная ребенку; пособие на ребенка; социальные пенсии, пособия и меры социальной поддержки, установленные для детей-инвалидов, и т.п.);
Оценка и реализация имущества
В процедуре реализации имущества финансовый управляющий проведет инвентаризацию (опись) и оценку имущества, принадлежащего должнику.
Для этого он сделает запросы в государственные органы, занимающиеся регистрацией прав на имущество (Росреестр, ГИБДД, Гостехнадзор, ФНС и проч.).
Он также вправе прийти к должнику домой и описать принадлежащее ему движимое имущество.
По общему правилу финансовый управляющий самостоятельно проводит оценку имущества. Однако кредиторы вправе принять решение о привлечении профессионального оценщика. В этом случаем расходы на оплату услуг оценщика несут кредиторы.
Оценка может быть оспорена должником.
После проведения инвентаризации и оценки имущества должника финансовый управляющий приступает к его продаже (реализации) на торгах.
В течение одного месяца с даты окончания проведения описи и оценки имущества гражданина финансовый управляющий представляет в арбитражный суд Положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества. Данное положение утверждается арбитражным судом и может быть оспорено должником.
По общему правилу в деле о банкротстве гражданина также подлежит реализации имущество, принадлежащее ему и супругу (бывшему супругу) на праве общей собственности (совместное имущество супругов).
Оставьте заявку на консультацию по списанию долгов:
Муж/жена должника получат денежные средства, вырученные от реализации общего имущества, в размере своей доли.
Вместе с тем супруг (бывший супруг) вправе обратиться в суд общей юрисдикции с требованием о разделе общего имущества супругов до его продажи в процедуре банкротства. В этом случае реализация общего имущества будет приостановлена до разрешения указанного спора.
Кроме того, кредиторы и финансовый управляющий вправе оспорить судебный акт о разделе имущества супругов, брачный договор или внесудебное соглашение о разделе совместно нажитого имущества.
Поэтому, если должник состоит в браке или брак расторгнут в пределах трехлетнего периода до возбуждения дела о банкротстве, финансовый управляющий сделает запросы также в отношении имущества, зарегистрированного на мужа, жену должника.
Отсутствие имущества у банкрота, на которое может быть обращено взыскание, не препятствует прохождению процедуры реализации имущества. Однако в этом случае сроки будут минимальными.
Процедура реализации имущества вводится на срок не менее 6 месяцев, который может быть продлен неограниченное количество раз. Ее фактические сроки зависят от наличия имущества у должника и состава этого имущества, а также наличия сделок с имуществом, совершенных должником за последние три года.
Пройдите бесплатный тест на банкротство. Консультация специалиста – бесплатно!
Завершение процедуры реализации
После завершения расчетов с кредиторами финансовый управляющий представляет в суд финальный отчет о проделанной работе, после чего суд завершает процедуру реализации имущества и освобождает гражданина от финансовых обязательств, включая:
- по кредитам в банках;
- по займам в микрофинансовых организациях, у физических и юридических лиц;
- по налогам и сборам;
- по договорам поставки, подряда и др.
Однако, есть долги, которые не подлежат списанию. Подробнее см. в ст. «Последствия банкротства физических лиц».
Если финансовый управляющий не сможет реализовать принадлежащие гражданину имущество, а кредиторы откажутся принять его в счет погашения своих требований, право гражданина распоряжаться указанным имуществом будет восстановлено.
Консультация по Банкротству физических лиц | Бесплатно |
Банкротство физических лиц «под ключ» | от 9000 руб./мес |
Антиколлектор (при заключении договора на банкротство) | Бесплатно |
от 9000 руб./мес | |
Сопровождение банкротства через МФЦ «под ключ» | от 10000 руб./мес |
Проверка, подходите ли вы под банкротство через МФЦ | 15000 руб. |
Подготовка к процедуре внесудебного банкротства через МФЦ | 15000 руб. |
Анализ сделок за три года | 15000 руб. |
от 12000 руб./мес |
Оставьте заявку на консультацию по списанию долгов:Добавить в Избранное
Основания признания торгов по банкротству недействительными
13 июл 2018
Обратите внимание, материал старше 2-х лет. Актуальность выводов уточняйте у автора
По смыслу норм гражданского законодательства (ст.
449 ГК РФ) торги, организованные и проведенные с несоблюдением порядка, установленного законом, могут быть признаны в судебном порядке недействительными по требованию заинтересованного лица.
Гражданский кодекс не раскрывает понятие такого лица, при этом устанавливает специальный срок исковой давности — один год со дня проведения торгов. Законодатель в общем виде установил критерии оспаривания незаконных торгов.
Так, торги будут недействительными и при необоснованном недопуске до аукциона одного из участников, и при непринятии организатором от участника торгов самого выгодного предложения, и при несоблюдении сроков реализации, и при существенном нарушении порядка определения цены, и при нарушении правил, установленных специальными законами.
Таким образом, для признания в судебном порядке недействительными результатов аукциона может выступать нарушение процедуры проведения торгов, установленных гражданским законодательством, а также нарушение императивных требований отдельных законов.
Следовательно, указанная норма закона в самом общем виде определяет причины признания торгов недействительными и является бланкетной. Банкротное законодательство, вопреки ГК РФ, не заключает в себе четких причин, по которым можно расценить торги как не соответствующие закону.
Однако оно определяет способы защиты прав заинтересованного лица: обжалование определенных судебных актов и действий при проведении торгов.
По законодательству о несостоятельности может быть обжаловано определение суда об утверждении положения о реализации имущества должника, а также отчет об определении начальной продажной цены предприятия на торгах (п.7.1 ст. 110, п.6 ст.130, п.2 ст.139 Закона о банкротстве).
Закон допускает возможность опротестовать конкретные итоговые резолюции арбитражного управляющего (Письмо ФАС России № РП/44252/16 от 30.06.2016г.):
— решение о признании или об отказе в признании заявителя участником торгов (абзац 7 п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве).
— решение о признании участника торгов победителем (абзац 9 п. 15 ст. 110 Закона о банкротстве). Учитывая, что суды расширительно толкуют вышеприведенные нормы, то целесообразно значимые основания признания аукциона недействительным разделить на несколько групп, исходя из конкретных судебных прецедентов. 1.
Распространена практика, когда участник торгов, соревнуясь сам с собой, с одинаковой периодичностью делает ценовые предложения несколько сотен раз, а впоследствии отказывается от заключения договора купли-продажи.
Так он «убивает» торги, о несостоятельности которых потом заявляет конкурсный управляющий, и договор подписывается с участником, предложившим более низкую цену.
Порочность данного «метода» была признана постановлением Президиума ВАС РФ от 24.06.2014г. по делу № А36-408/2013. Высшая судебная инстанция вернула дело в суд первой инстанции, сославшись на применение ст.
10 ГК РФ (злоупотребление правом), и указала, что данная ситуация возможна при совершении действий, согласованных в интересах одного из участников, несколькими участниками торгов (группой лиц).
Такое участие в торгах создает видимость состязательности и направлено на отсечение добросовестных участников аукциона.
Примечательно, что при повторном рассмотрении дела Арбитражный суд Липецкой области не стал исследовать доказательную базу и в требованиях заинтересованного лица отказал.
Минэкономразвития реформирует институт банкротств юридических лиц | Министерство экономического развития Российской Федерации
Реформирование института несостоятельности (банкротства) юридических лиц сделает процедуру более «цивилизованной» и обеспечит баланс интересов должников, кредиторов и государства, поскольку действующее законодательство не предлагает эффективного механизма реабилитационных процедур.
Так, по статистике, в России почти 98 % предприятий, в отношении которых применяются процедуры банкротства, не получают шанса на спасение, в том время как в развитых странах достаточно высок процент применения реабилитационных процедур (до 30 %).
Подготовленные Минэкономразвития изменения, касающиеся института банкротства, презентовал сегодня журналистам замминистра Илья Торосов.
Он отметил, что современные дела о банкротстве затянуты по срокам, при этом неэффективны в части удовлетворения требований кредиторов. Доля удовлетворенных требований кредиторов не превышает 5 %, при этом высока доля случаев, когда кредиторам не производится вообще никаких выплат (68 %). В связи с этим подготовлены решения, касающиеся всех аспектов процедуры банкротства.
Одно из них — это так называемый «англо-голландский аукцион», т.е. переход к схеме торгов, когда в рамках одной торговой сессии стоимость реализуемого актива вначале ведется на повышение, а если нет желающих его купить — на понижение, при этом цена может снова повышаться при наличии предложений.
Это позволит значительно ускорить торги, которые сегодня идут в несколько этапов на повышение и затем реализуются через публичное предложение.
Сами торги планируется проводить на электронных площадках, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Чтобы привлечь к торгам больше потенциальных покупателей и повысить конкуренцию на торгах, все объявления о продаже имущества банкротов будут публиковаться в удобном виде на специальном сайте за 30 дней до старта торгов.
Удобство и прозрачность позволят расширить круг потенциальных покупателей имущества банкротов, включая физлиц.
Порядок формирования и ведения соответствующей государственной информационной системы утвердит Правительство Российской Федерации.
Изменения коснутся и механизма реструктуризации – предлагается отказаться от таких процедур как «наблюдение», «финансовое оздоровление» и «внешнее управление» в пользу одной реабилитационной и одной ликвидационной процедуры.
Мотивировать компанию к «реабилитации» должна предусмотренная возможность подачи в арбитражный суд заявления о реструктуризации долгов, как дополнительная альтернатива заявлению о банкротстве. Период этой процедуры предлагается ограничить сроком до четырех лет.
При этом предлагается обязать собрание кредиторов принять решение о прекращении хозяйственной деятельности через девять месяцев после открытия конкурсного производства. Эта мера нацелена на исключение из процедуры «вечных банкротов», которые годами продолжают вести заведомо убыточную деятельность.
Одна из проблем современных банкротств лежит в плоскости неэффективной работы саморегулируемых организаций, прежде всего, в связи с назначением арбитражных управляющих, аффилированных с участниками (должником или кредитором).
Важно отметить, что законопроектом предусмотрена балльная оценка и случайный выбор СРО и арбитражных управляющих, для чего будет создан специальный автоматизированный Регистр арбитражных управляющих. Рейтинг СРО будет влиять на выбор СРО и арбитражных управляющих.
Эти изменения будут способствовать повышению гарантий независимости арбитражного управляющего и более качественной реализации публично-правовой цели института банкротства. Повышаются требования к компенсационному фонду СРО в зависимости от категорий должников (для малых 50 млн. рублей, для средних – 100 млн. рублей, для крупных – 200 млн.
рублей). Изменения коснутся и других аспектов деятельности СРО, в том числе — обязательных требований к ним, порядка прохождения обучения, сдачи экзамена, стажировок арбитражных управляющих и др.
Результатом принятия законопроекта станет большая защищенность имущества и интересов должников — при наличии возможности и желания они смогут с большей вероятностью восстановить свою платежеспособность при предоставлении необходимых для этого правовых инструментов. Илья Торосов спрогнозировал, что реформа обеспечит рост реабилитационных процедур до 10 %.
Отдельные предложения законопроекта коснулись «наведения порядка» при проведении процедур банкротства стратегических организаций, организаций ОПК, застройщиков.
По новому правилу, в отношении стратегических компаний в случае необходимости функции антикризисного и конкурсного управляющего могут осуществляться специальным юридическим лицом (Ростех, Роскосмос, Росатом, ПСБ, единый институт развития в жилищной сфере).
Упрощается порядок выкупа имущества стратегических организаций (передача Российской Федерацией преимущественного права выкупа). При «замещении активов путем реорганизации в форме выделения» новым юрлицам будет сохраняться лицензия. Отдельно оговаривается обеспечение залогом требований по обязательным платежам (выплатам ФНС России).
Минэкономразвития подготовило реформу института банкротства — ТАСС
МОСКВА, 16 марта. /ТАСС/. Минэкономразвития подготовило поправки в закон о банкротстве, направленные на сокращение сроков и издержек на проведение процедур банкротства, а также повышение их эффективности и увеличение размера погашения требований кредитора. Об этом сообщил министр экономического развития Максим Решетников, слова которого приводит пресс-служба ведомства.
«Это итог длительной работы министерства, которая велась более года по поручению президента. Подготовлен масштабный законопроект, который направлен на сокращение сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, повышение их эффективности и увеличение размера погашения требований кредиторов», — отмечает министр.
По его словам, одновременно речь идет о защите интересов должников, испытывающих временные трудности, но имеющих возможность восстановить свою платежеспособность при предоставлении необходимых инструментов.
«Банкротство — если его не удалось предотвратить — должно стать прозрачной и цивилизованной процедурой спасения бизнеса, которая позволит пройти сложный период без сокращения рабочих мест, без потери бизнеса как такового, без разрушения предприятий», — подчеркивает Решетников.
Отмечается, что в большинстве случаев банкротство означает ликвидацию компаний, при этом кредиторы получают лишь незначительную часть долга.
Глава Минэкономразвития добавляет, что сегодня в России менее 2% предприятий при банкротстве получают шанс восстановить свою платежеспособность и вернуться на рынок, при этом в США этот показатель может достигать 30%.
Минэкономразвития ожидает, что в результате принятия закона доля таких предприятий возрастет до 10%.
«Важно замотивировать собственников и менеджмент не усугублять ситуацию в предбанкротный период. Зачастую предприниматели, осознав, что банкротство неминуемо и они в любом случае лишатся бизнеса, начинают выводить активы и тем самым увеличивают убытки.
Затягивание решения имеющихся проблем и необоснованное наращивание долгов приводит к тому, что бизнес в итоге спасти невозможно», — считает Решетников.
В результате, ликвидируются рабочие места и сокращаются источники уплаты налогов в бюджет, законопроект направлен на борьбу в том числе с такими явлениями, указывает министр.
Поправки в закон
Как поясняет замминистра экономического развития Илья Торосов, реформа института банкротства готовилась в течение двух лет. Поправки объемом более 400 страниц охватывают практически все элементы института банкротства: как базовых определений и процедур, так и создания новых инструментов, изменения характера взаимоотношений лиц, участвующих в делах о банкротстве.
«Основные идея законопроекта заключаются во введении новой вариативной реабилитационной процедуры — реструктуризации долгов, при этом предлагается отказаться от таких процедур банкротства как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управления, ограничившись применением одной реабилитационной и одной ликвидационной процедуры банкротства», — отмечает Торосов.
Кроме того, законопроектом предусматривается создание механизмов предупреждения убыточной финансово-хозяйственной деятельности должника в ходе конкурсного производства. В поправках предусматривается создание новых способов управления для должников с помощью введения корпоративных управляющих, а также формирование новых инструментов спасения бизнеса должника.
Предлагается, чтобы сведения о конкурсной массе раскрывались в единой информационной системе о торгах, а торги проводились посредством введения англо-голландского аукциона (торгов — «качелей»).
Кроме того, реформа предусматривает введение двух новых процедур потребительского банкротства — упрощенной и внесудебной, добавляет замминистра. Они направлены на повышение доступности института потребительского банкротства для граждан, находящихся в затруднительном положении.