Полномочия временного управляющего на стадии наблюдения: отчет, вознаграждение и кто назначает

Полномочия временного управляющего на стадии наблюдения: отчет, вознаграждение и кто назначает

Обязательной частью процедуры банкротства являются временный управляющий, осуществляющий наблюдения. Им может быть только физическое лицо, отвечающее ряду требований. Утверждение управленца осуществляется согласно ст.45 Закона о несостоятельности.

Роль временного управляющего при банкротстве

При неплатежеспособности должника арбитражный суд инициирует процедуру признания должника банкротом. Она проходит в четыре этапа, первым и обязательным из которых является наблюдение. Эту процедуру при банкротстве проводит временный управляющий.

Начальная стадия процедуры банкротства применяется в целях сохранения имущества неплатежеспособного партнера, поведения анализа финансового положения и составления реестра кредитных задолженностей. В периоде наблюдения проводится первое собрание кредиторов.

  • С момента введения наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов по взысканиям имущественного характера, запрещается выделение долей дольщиков из собственности юридического лица – банкрота.
  • Одной из основных задач временного управляющего – аналитика финансового состояния банкрота.
  • Цели исследования материальной базы:
  • определение достаточности ресурсов должника для покрытия судебных расходов;
  • возможности оплаты вознаграждения арбитражным управляющим;
  • реальности восстановления платежеспособности;
  • выявление признаков мошеннических действия — признаков преднамеренного или фиктивного банкротства.

На основе анализа предоставленных временным управляющим сведений рекомендуются меры по оздоровлению и восстановлению платежеспособности банкрота или делается вывод о нецелесообразности и невозможности восстановления организации.

Реестр кредитных требований

  1. Начальная стадия процедуры банкротства, проводимая временным управляющим, включает составление реестра требований кредиторов.
  2. Для этого арбитражный управляющий рассматривает все кредитные требования к должнику, предоставленные в 30-ти дневный срок с момента введения наблюдения, включая их в реестр требований кредитора или отклоняя.

  3. Сформированный временным управляющим реестр требований кредиторов включает в себя следующие сведения:
  • список кредиторов;
  • размеры требования с детализацией по каждой суме;
  • основание для каждого требования;
  • очередность погашения долгов.

Вне установленного реестром порядка должник погашает текущие задолженности, возникшие после обращения в суд.

Первое собрание кредиторов

Согласно ст. 72 Закона о банкротстве арбитражный управляющий стадии наблюдение уведомляет кредиторов и заинтересованных лиц о дате проведения собрания кредиторов. Первое собрание должно состояться не позднее 10 дней до конца стадии наблюдения.

Собрание кредиторов – орган процедуры банкротства, предназначенный урегулировать взаимоотношения должника и кредиторов.

Временный управляющий организует и проводит первое собрание кредиторов, где решаются вопросы:

  • целесообразности введения стадии оздоровления организации банкрота и подготовка ходатайства в арбитражный суд;
  • решения о введение внешнего управления и подготовка обращения арбитражный суд;
  • признания должника банкротом и открытие конкурсного производства;
  • образования комитета кредиторов, утверждения состава, полномочий;
  • определение арбитражного управляющего на следующий период, определение дополнительных требований к нему;
  • выбора реестродержателя и др.

Работа временного управляющего заканчивается с переходом к другому этапу банкротства – оздоровлению, вешнему управлению конкурсному производству или с принятием мирового соглашения.

Законодательно ст. 51 Закона о несостоятельности ограничивает максимальную продолжительность периода наблюдения временным интервалом 7 месяцев.

Механизм назначения управляющего

С момента ввода процедуры наблюдения в недельный срок назначается временный управляющий. Он выбирается из списка кандидатур, предложенных кредиторами, в отсутствии предложений с их стороны кандидатура временного управляющего назначается из числа граждан, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих.

Согласно Закона о банкротстве, кандидатура временного управляющего не может быть предложена должником – только кредиторами или выбираться из числа членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Требования к временному управляющему:

  • отсутствие личной заинтересованности;
  • гражданин РФ;
  • член саморегулируемой организации арбитражных управляющих;
  • высшее образование;
  • стаж руководящей работы не менее 1 года;
  • стажировка в должности помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее 2 лет;
  • наличие лицензии;
  • удовлетворительно сдан теоретический экзамен (программа подготовки арбитражных управляющих);
  • отсутствие дисквалификаций, лишения прав на определенную деятельность или занимание определенных должностей;
  • отсутствие судимостей.

Профессиональная деятельность и гражданская ответственность временного управляющего подлежит обязательному страхованию по рискам:

  • причинение убытков лицам-участникам процесса банкротства;
  • причинение вреда иным лицам в результате бездействия или ненадлежащего выполнения обязанностей временного управляющего.

Минимальный размер страхового возмещения по договорам страхования ответственности арбитражных управляющих не может быть меньше 10 млн. рублей.

Права временного арбитражного управляющего

Полномочия управляющего этапа наблюдения регламентируются Федеральный закон от 26.10.2002 г № 127-ФЗ.

Он включают:

  • предъявлять требования о недействительности сделок и решений;
  • опротестовывать требования кредиторов, в частности, о пропусках срока исковой давности;
  • участвовать в заседаниях арбитражного суда, связанных с проверкой обоснованности отказов должника выполнять требования кредитора;
  • подать обращение в суд с ходатайством о необходимости введения дополнительных мер обеспечивающих сохранность собственности должника, вплоть до запрета на совершение сделок без резолюции временного управляющего;
  • ходатайствовать об отстранении руководителя организации-должника от занимаемой должности;
  • осуществлять любые действия в рамках, установленных ФЗ РФ.

Полномочия временного управляющего на стадии наблюдения: отчет, вознаграждение и кто назначает

Обязанности управленца

Должностные обязанности временного управляющего перечислены в ст.67 ФЗ «О несостоятельности» от 26.10.02 № 127-ФЗ.

Управленец обязан:

  • обеспечивать сохранность имущества должника;
  • анализировать финансовое состояние организации;
  • выявлять кредиторов;
  • вести реестр требований кредиторов;
  • уведомлять кредиторов о протекании наблюдения;
  • созвать и провести первое собрание кредиторов;
  • не менее чем за 5 дней до заседания арбитражного суда представить отчет о проделанной работе и протокол первого собрания кредиторов.

К отчету арбитражному суду прилагаются следующие документы:

  • заключение о финансовой состоятельности должника;
  • заключение об основаниях оспаривать сделки;
  • обоснование целесообразности или невозможности восстановления платежеспособности задолжника;
  • аргументация оправданности введения других процедур банкротства.

Законодательно закрепленная ответственность управляющих

Ответственность лиц, выполняющих обязанности временных управляющих прописана в ст.20.4 ФЗ №127. К ним относятся:

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение временным управляющим своих обязанностей является поводом отстранения управленца;
  • при дисквалификации временный управляющий отстраняется от исполнения своих обязательств;
  • в случае исключения управленца из саморегулируемой организации независимо от причины;
  • при нарушении требований Федеральных законов, правовых актов или федеральных стандартов, временный управляющий отстраняется от возложенных на него обязанностей;
  • временный управляющий обязан возместить убытки кредиторам, должнику, членам саморегулируемой организации, причиненные при неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей.

Отмена судебных актов о дисквалификации или признание недействительным решения об исключении арбитражного управляющего из саморегулируемой организации, послужившие причиной отстранения управленца от возложенных на его обязанностей, не являются основанием для восстановления его в статусе временного управляющего.

Расходы и вознаграждение, предусмотренные для арбитражных управляющих

Все расходы, понесенные временным управляющим в деле о банкротстве, подлежат возмещению в полном объеме.

Вознаграждение для управленца стадии наблюдения предусматривает фиксированную сумму и процентную часть и выплачивается из средств должника.

Размер фиксированного платежа составляет 30 тыс. рублей ежемесячно, процентная часть рассчитывается согласно пп.12-13 ФЗ №127.

Если собрание кредиторов устанавливает временному управляющему дополнительное вознаграждение – оно выплачивается из средств кредиторов.

Организации, куда можно обжалование действия

Одним из способов защиты интересов кредиторов является обжалование действий или бездействий временного управляющего в разных инстанциях.

С жалобами следует обращаться в следующие организации:

  • арбитражный суд;
  • Росреестр;
  • саморегулируемая организация арбитражных управляющих.

Неисполнение временным управляющим своих обязанностей карается административно ответственностью в виде штрафа о 25 тыс. до 50 тыс. рублей, предусмотренными ст. 14.13 КоАП РФ. При повторном нарушении управленца ждет дисквалификация сроком от 6 месяцев до 3 лет, ст.14.13 КоАП РФ.

Механизм отстранения

Управляющий этапа наблюдения может быть отстранен решением арбитражного суда в следующих случаях:

  • по жалобе на ненадлежащее исполнение управленцем своих обязанностей;
  • при выявлении обстоятельств, препятствующих назначению лица временным управляющим, в том числе, если обстоятельства возникли после утверждения кандидатуры;
  • по ходатайству саморегулируемой организации арбитражных управляющих по причинам выхода их организации, неуплаты членских взносов, дисквалификации и др.

Управленец может быть освобожден от исполнения возложенных на него обязанностей:

  • по личному заявлению;
  • по обращению саморегулирующейся организации в случае выхода из нее или по решению коллегиального органа управления.

 Отчет временного управляющего по результатам наблюдения

Временный управляющий при банкротстве составляет отчет по итогам деятельности. Документ составляется по типовым формам, утвержденным Министерством юстиции РФ, подписывается временным управляющим, и, вместе с прилагаемыми материалами, предоставляется в сброшюрованном виде.

Отчет временного управляющего о банкротстве содержит следующие общие сведения:

  • дату и место написания отчета;
  • фамилию, имя и отчество временного управляющего;
  • наименование арбитражного суда, в котором находится дело о банкротстве, номер самого дела, акты о введении процедуры и назначении управленца;
  • информацию о страховании ответственности временного управляющего;
  • полное наименование и адрес должника;
  • данные о лицах, привлеченных временным управляющим, для осуществления своей деятельности, с указанием источников оплаты их услуг;
  • сведения о жалобах на действия управленца и результат их рассмотрения;
  • информация об арбитражном управляющем и саморегулируемой организации, к которой он относится.

Отчет содержит информацию, связанную с наблюдением:

  • о мерах, предпринятых для сохранения собственности должника;
  • о предъявленных исковых заявлениях и ходатайствах и результат их рассмотрения;
  • другие сведения, характеризующие исполнение управленцем своих обязанностей.

Копии документов, прилагаемые к отчету временного управляющего:

  • документа, содержащего исследования финансового состояния банкрота и материалы, на которые опираются выводы;
  • заключение о преднамеренности и фиктивности банкротства и сведения, подтверждающие выводы;
  • реестр требований кредиторов на момент составления отчета;
  • документы, подтверждающие надлежащее уведомление кредиторов о введении процедуры наблюдения;
  • протокол первого собрания кредиторов;
  • иные документы, подтверждающие выполнение управленцем своих обязанностей и реализации прав.

Временный управляющий – важная фигура дела о банкротстве, обладающая широкими полномочиями и возможностями. Оценка организации в отчете управленца определяет дальнейшую судьбу должника.

Процедура банкротства : наблюдение — Стороженко и Партнеры

С момента объявления о банкротстве до окончательной ликвидации неплатежеспособного субъекта выполняется ряд действий, предусмотренных законодательством.

Одним из этапов является обязательная процедура наблюдения.

Основной ее задачей определено установление истинной финансовой ситуации, сохранение активов (в том числе основных средств) с последующей возможностью возобновления полноценного функционирования.

Полномочия временного управляющего на стадии наблюдения: отчет, вознаграждение и кто назначает

Процедура банкротства : наблюдение

Вначале процедура наблюдения закрепляется решением Арбитражного суда при рассмотрении легитимности требований кредитора к контрагенту – дебитору. Законодательно не оговорен четкий срок этого этапа, но он должен быть во временных рамках, отведенных на банкротство – 7 месяцев.

Читайте также:  Что делать если банк подал в суд за неуплату кредита и как это узнать

Процедура наблюдения состоит из нескольких основных шагов, которые предпринимает временный управляющий, назначенный арбитражным судьей:

  1. Обнародование информации о начале действий в общедоступном печатном издании – газете «Коммерсант» , а также портале ЕФРСБ с обязательным уведомлением об этом судебного органа, руководства неплатежеспособного предприятия, кредиторов, обслуживающих банков, фискальных органов и внебюджетных фондов;
  2. Проведение анализа финансового положения должника на основе первичных бухгалтерских документов, формирование заключений и рекомендаций относительно последующего течения процесса банкротства;
  3. Определение перечня кредиторов с указанием финансовых требований, выявление хозяйственных операций сомнительного содержания;
  4. Подготовка и проведение первого собрания кредиторов;
  5. Составление и передача в Арбитражный суд отчета с выводами.

Последствия введения ограничительных мер

Применение ограничений влечет за собой определенные статьей 63 Закона № 127 правовые последствия. К основным из них следует отнести:

  • Остановку всех активных принудительных взысканий и документов исполнительного производства с обязательным снятием наложенных ограничений (арестов);
  • Претензии по просроченным финансовым обязательствам принимаются только в правовом поле вышеназванного закона;

Блокируется выплата дивидендов и прочих доходов, выделение доли активов по изменению состава учредителей, операции по купле – продаже акций.

В рамках особого статуса запрещено осуществление хозяйственных операций без зафиксированного согласования управляющего, а также возможно наложение запрета на любые действия, связанные с изменением положения дебитора – реорганизация, слияние, регистрация филиалов или отделенных подразделений.

В то же время управляющий может инициировать в судебном порядке полное лишение руководителя должника всех его полномочий (статья 69). В таком случае, все функции, управление, ответственность переходит к руководителю, назначенному судом.

Временный управляющий

Ключевой фигурой процедуры наблюдения является временный управляющий, назначенный кредитором. Вся его деятельность направлена на максимально эффективное разрешение ситуации с учетом интересов обеих сторон. Статья 66 Закона № 127 наделяет управляющего широким спектром полномочий в рамках которых он может:

  • Лишить управляющих полномочий руководителей подведомственного предприятия;
  • Оспаривать наличие и размер предъявляемых кредиторами требований;
  • Самостоятельно инициировать аннулирование сомнительных операций в судебном порядке;
  • Обеспечивать посредством судебных решений невозможность изъятия какого-либо имущества должника представителями кредитора, исполнительной службой.
  • Также на управляющего возложен комплекс обязательных действий (статья 67): мониторинг состояния и перспективности оздоровления предприятия, ответственность за целостность имущества, создание перечня кредиторов, оформление отчета о проведенной работе и предоставление его в суд.
    Стоит отметить, что согласно статьи 65, управляющий может быть освобожден от обязанностей до окончания предельного срока их исполнения по собственному заявлению или же в следствии претензий со стороны участников процедуры.

Анализ финансового состояния

При проведении всеобъемлющего анализа используется комплексный подход в изучении первичной документации: договора, платежные документы, бухгалтерские и налоговые регистры. Помимо этого проводится оценка грамотности и компетентности руководства в разрезе хозяйственных операций, сопоставляются факторы, приведшие к возникновению и критическому размеру кредиторской задолженности.

Для более точного и эффективного исследования представленных материалов, управляющий в праве воспользоваться квалифицированной помощью узконаправленных специалистов в сфере юриспруденции, финансовой аналитики, бухгалтерского учета и управленческого менеджмента.

Результатом проведенной работы является:

  • Выявление моментов, свидетельствующих о фиктивности банкротства;
  • Определение реальной ликвидной стоимости активов, их аккумуляцию и полное сохранение;
  • Составление заключения о перспективах субъекта – должника и последующих действиях относительно него: поэтапное восстановление деятельности и позитивного платежного баланса или же полная ликвидация со списанием всех долговых обязательств.

Что решает первое собрание кредиторов

Одной из финальных стадий мероприятия является собрание кредиторов, проводимое после систематизации их перечня и определения всех сумм задолженностей дебитора. Инициатором собрания является временный управляющий, который также может пригласить к диалогу представителей неплатежеспособной компании – руководителей, основателей, сотрудников…

Основной целью диалога является принятие решения о последующих шагах – будет должник подвергаться санации или же финансовому оздоровлению с четким определением сроков проведения соответствующих этапов. Главным аргументом в этом случае есть отчет управляющего об истинной ситуации субъекта — дебитора.

Обязательным пунктом в регламенте первого собрания есть выбор управляющего, который будет курировать проведение последующего этапа банкротства.

Статьей 73 ФЗ № 127 предусмотрена возможность создания комитета кредиторов с наделением его определенными правами, а также определение субъекта в качестве реестродержателя.

Арбитражный управляющий при банкротстве

Арбитражный управляющий – обязательная «величина» в «формуле» банкротства. По ФЗ №127 он является одним из основных участников процедур несостоятельности наряду с должником и кредиторами.

Арбитражный управляющий – лицо, которое в банкротстве выполняет регулирующие и контролирующие функции. Вопрос о назначении возникает уже на стадии инициирования дела: должник или кредитор в исковом заявлении указывает лицо, которого хотел бы видеть в качестве арбитражного управляющего.

Важно! При банкротстве физического лица назначается финансовый управляющий. Он является связующим звеном между должником и кредитором. Управляющего назначает суд. Однако по закону кандидатуру может предложить и должник-гражданин.

Какие функции выполняет арбитражный управляющий?

При банкротстве арбитражный управляющий (АУ) выполняет десятки функции. Часть из них специфичны для каждой процедуры: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. В зависимости от этапа управляющего называют по-разному – временный, административный, внешний, конкурсный. По сути, формулировка «арбитражный управляющий» является обобщающей.

В каком бы качестве не выступал специалист, он:

  • осуществляет антикризисное управление предприятием-банкротом;
  • добивается того, чтобы не нарушались права и интересы участников банкротства;
  • работает с учетом принципов беспристрастности и независимости;
  • следит, чтобы не нарушались требования ФЗ №127 и другие правовые акты в этой сфере.

АУ в деле о несостоятельности является центральной фигурой, поэтому к нему предъявляются высокие требования:

  • наличие российского гражданства;
  • членство в СРО;
  • отсутствие судимости;
  • наличие высшего образования и опыта работы в качестве помощника АУ;
  • прохождение программы подготовки АУ и успешная сдача экзамена;
  • наличие страховки профессиональной ответственности.

Еще одним требованием является наличие у арбитражного управляющего опыта деятельности в руководящей должности в той сфере экономики, в которой работает предприятие-должник. Только в этом случае специалисту будут понятны все внутренние и внешние процессы в деятельности компании-банкрота.

Полномочия временного управляющего на стадии наблюдения: отчет, вознаграждение и кто назначаетПодробнее о функциях арбитражного управляющего

Процедуры банкротства направлены на достижение конкретной цели:

  • наблюдение – на анализ платежеспособности и определения возможности восстановления финансово-хозяйственных процессов;
  • финансовое оздоровление – на санацию предприятия, реструктуризацию задолженности, частичное исполнение требований кредиторов;
  • внешнее управление – на восстановление платежеспособности предприятия;
  • конкурсное производство – на реализацию активов должника, погашение долгов перед кредиторами и последующую ликвидацию предприятия.

Действия арбитражного управляющего подчинены этим частным задачам:

  1. Временный АУ инициирует аудит финансово-хозяйственной деятельности должника, исследует и намечает пути восстановления его платежеспособности.
  2. Административный АУ выполняет контролирующую функцию. Следит за тем, выполняется ли план финансового оздоровления, исполняются ли требования кредиторов, не имеет ли место нарушение графика платежей и т.д.
  3. Внешний АУ берет на себя все обязанности отстраненных от работы руководящих должностей и фактически управляет должником. Он составляет план внешнего управления и контролирует его исполнение, ведет отчетность, формирует реестр требований кредиторов, осуществляет управление имуществом, принимает меры по взысканию дебиторской задолженности.
  4. Конкурсный АУ инициирует формирование конкурсной массы – активов предприятия, которые будут реализованы и пойдут на погашение долгов кредиторов. Также он проводит инвентаризацию имущества. Привлекает независимого оценщика для определения рыночной стоимости активов. Разыскивает имущество, проверяет сделки на законность, ведет реестр кредиторов. Распоряжается расчетным счетом предприятия-банкрота.

В каком бы качестве не выступал арбитражный управляющий, он представляет интересы должника перед кредиторами, уполномоченными органами и Арбитражным судом.

Важно! Финансовый управляющий – гарант того, что банкротство физлица пройдет по закону и с соблюдением всех формальностей.

Он контролирует средства на личных счетах банкрота, делает опись имущества, инициирует независимую оценку, организует возврат денежных средств должнику, проверяет сделки на законность, реализует имущество, распределяет средства между кредиторами и т.д.

Объем и содержание его функций ничем не отличается от задач арбитражного управляющего при банкротстве юрлица.

Вознаграждение и ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве

Хоть АУ – ключевая фигура в процедурах несостоятельности, его работа не бесконтрольна. Кредиторы, сам должник всегда могут заявить о нарушениях в его деятельности.

Управляющего могут отстранить от работы или привлечь к ответственности – административной, материальной и даже уголовной.

СРО, в котором состоит АУ, строго контролирует его работу, а при наличии нарушений – аннулирует членство.

Внешнему, временному, конкурсному управляющему, по закону, положено ежемесячное вознаграждение. В зависимости от процедуры банкротства оно варьирует от 15 000 до 45 000.

Также предусмотрена процентная часть вознаграждения, величина которой зависит от балансовой стоимости активов предприятия. Вознаграждение финансового управляющего – 25 000 рублей.

Предусмотрена и процентная часть – 7% от стоимости реализованного имущества.

Процедура наблюдения в банкротстве — начало, которое определяет результат // Стратегия кредиторов в борьбе за активы

Процедура наблюдения в нынешнем законе о банкротстве  носит сугубо технический характер. Ее смысл сводится к подготовке и принятию  решения о дальнейшей судьбе должника: восстановление платежеспособности (внешне управление или финансовое оздоровление) или ликвидация (конкурсное производство).

В этой связи наблюдение прописано крайне невнятно. Ключевая неопределенность касается распределения управленческих полномочий и контроля за деятельностью должника. 

Полномочия корпоративных органов  в наблюдении не прекращены, но ограничены (в части согласования сделок и запрета на ряд корпоративных действий), при этом контрольные компетенции управляющего сводятся к выдаче указанных выше согласований, кредиторы же  вообще никаких управленческих и контрольных прав (в отношении должника) не имеют.

Это приводит к  следующей стандартной ситуации.

Должник продолжает  хозяйственную деятельность, однако цель ее  сводится не к получению и распределению прибыли (это уже не возможно), а к  выводу оборотного капитала и созданию номинальных текущих обязательств.

Читайте также:  Где граждане могут пройти альтернативную гражданскую службу, Минтруд РФ установит профессии, должности

Управляющий не вникая в происходящее, занимается рутинной процедурной работой (готовит фин.анализ, ведет реестр). Кредиторы  включаются в реестр, а после – беспомощно созерцают за происходящим.

Результат такого «наблюдения» обычно предсказуем  – к моменту введения конкурса (а он вводится в 98% случаев) – у должника значительный объем оспоримых сделок; высокий уровень и  полная неразбериха с текущими платежами и «странный» реестр, сформированный из дружественных должнику кредиторов.

То есть все ведет к тому, что кредиторы удовлетворения требований (даже частичного) уже не получат.

Но так ли все безнадежно? Есть ли способы оптимизировать процедуру наблюдения и не допустить ситуацию, крайне затрудняющую удовлетворение требований кредиторов в конкурсе?

Внизу представлен анализ проблематики в процедуре наблюдения и основные способы противодействия недобросовестным проявлениям.

Обеспечение сохранности имущества должника

В процедуре наблюдения часто случается необоснованное уменьшение имущественной массы должника, что значительно сокращает шансы кредитора на погашение.

   Причины сокращения имущества: сделки, списания, бездействие менеджмента в отношении взыскания дебиторки и т.д.

 Такая ситуация обычно является следствием, с одной стороны, недобросовестных действий контролирующих должника лиц, с другой —  бездействия управляющего, а также (в меньшей степени) — кредиторов.

В тоже время в распоряжении временного управляющего есть широкий арсенал средств и методов противодействия недобросовестному уменьшению активов должника в процедуре наблюдения.

Вот лишь некоторые – самые значимые из них.

(а) Временный управляющий обладает правом на получение информации об изменениях в составе имущества должника – такие сведения руководитель должника направляет управляющему ежемесячно (п.3.2. статьи 64 ЗоБ).

  Это дает возможность временному управляющему своевременно выявлять случаи выбытия активов должника и (при наличии оснований), использовать предоставленные законом полномочия по их защите.

В случае уклонения должника от предоставления соответствующей информации, управляющий должен предпринять все необходимые меры для самостоятельного получения такой информации  (выписки по счетам, сведения ЕГРЮЛ, и прочих реестров и т.д.).

Параллельно с этим, эффективный управляющий обычно инициирует возбуждение административного производства по пункту 4 статьи 14.13 КоАП (Незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего).

Это можно сделать, направив заявление в прокуратуру, которая  обычно весьма охотно реагирует на соответствующие сигналы и проводит сплошную проверку деятельности должника в процедуре наблюдения с привлечением виновных лиц к административной ответственности (например, Постановление АС МО от 09.11.2020 года по делу №А40-326278/2019).

Своевременное получение управляющим информации об активах должника является ключевым методом мониторинга имущества, который позволяет своевременно использовать указанные ниже  механизмы его защиты. 

(б) В случае выявления признаков недобросовестного распоряжения имуществом (именно признаков – даже не фактов) — управляющий вправе заявить обеспечительные меры на основании пункта 1 статьи 66 ЗоБ: запретить директору совершать те или иные сделки, направленные на уменьшение имущества должника (без согласия управляющего). Иногда такой запрет может касаться всего имущества должника и его денежных средств (например, Постановление АС Волго-Вятского округа от 15.03.2019 года по делу №А43-21316/2016).  

             (в) В случае, если управляющий получит информацию о совершении сделок (иных действий) без согласования с ним (п.2 ст. 65 ЗоБ) или вообще запрещенных в наблюдении (п.3 ст.65 ЗоБ), он обязан незамедлительно оспорить их.

Откладывать такое оспаривание до введения конкурса – ошибочно и чревато потерей отчужденных активов, например,  если речь идет о товарах, запасах, акциях, долях (которые выводятся через контрагента-транзитера).  

Прокурор разъясняет — Прокуратура Свердловской области

Права и обязанности временного управляющего при процедуре наблюдения

Разъясняет помощник Красноуфимского межрайонного прокурора М.С. Танцерев

Руководитель предприятия в отношении которого введена процедура наблюдения обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 20.

3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности, выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях.

Возможность истребования документов от должника имеется у арбитражного управляющего, начиная с момента введения процедуры наблюдения (в том числе в ходе финансового оздоровления), когда у арбитражного управляющего еще нет полномочий по управлению делами должника (статьи 63, 66, 81, 82 Закона о банкротстве).

Положениями части 1 статьи 66 Закона о банкротстве, установлено право временного управляющего на получение любой информации и документов, касающихся деятельности должника.

Данному праву временного управляющего корреспондирует закрепленная в части 2 статьи 66 Закона о банкротстве обязанность органов управления должника предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

При этом, сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.

В силу части 3.

2 статьи 64 Закона о банкротстве не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях   в составе имущества должника.

Данная норма носит специальный характер и закрепляет обязанность руководителя должника в установленный срок вне зависимости от поступления либо не поступления соответствующего запроса предоставить временному управляющему перечисленные документы и не исключает возможность применения норм, установленных ст. 66 Закона о банкротстве, в случае неисполнения такой обязанности.

Неисполнение обязанности по предоставлению документов на стадии наблюдения предусматривает административную ответственность по части 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с санкцией в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

(Красноуфимская межрайонная прокуратура)

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Разъясняет помощник Красноуфимского межрайонного прокурора М.С. Танцерев

Руководитель предприятия в отношении которого введена процедура наблюдения обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 20.

3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий обязан анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности, выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях.

Возможность истребования документов от должника имеется у арбитражного управляющего, начиная с момента введения процедуры наблюдения (в том числе в ходе финансового оздоровления), когда у арбитражного управляющего еще нет полномочий по управлению делами должника (статьи 63, 66, 81, 82 Закона о банкротстве).

Положениями части 1 статьи 66 Закона о банкротстве, установлено право временного управляющего на получение любой информации и документов, касающихся деятельности должника.

Данному праву временного управляющего корреспондирует закрепленная в части 2 статьи 66 Закона о банкротстве обязанность органов управления должника предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника.

При этом, сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющим у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.

В силу части 3.

2 статьи 64 Закона о банкротстве не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего руководитель должника обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения. Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях   в составе имущества должника.

Данная норма носит специальный характер и закрепляет обязанность руководителя должника в установленный срок вне зависимости от поступления либо не поступления соответствующего запроса предоставить временному управляющему перечисленные документы и не исключает возможность применения норм, установленных ст. 66 Закона о банкротстве, в случае неисполнения такой обязанности.

Неисполнение обязанности по предоставлению документов на стадии наблюдения предусматривает административную ответственность по части 4 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с санкцией в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

(Красноуфимская межрайонная прокуратура)

Процедура наблюдения в деле о банкротстве

По итогам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику суд обычно вводит первую процедуру банкротства – наблюдение.

Читайте также:  Число требований к бенефициарам компаний-банкротов выросло на четверть во 2 квартале 20119

В ходе рассмотрения дела о банкротстве могут возникать различные расходы. Например:

  • госпошлина (уплачивает заявитель при подаче заявления о признании фирмы банкротом. Госпошлина составляет – 6000 рублей (ст. 333.21 НК РФ));
  • расходы на опубликование в печати сведений о введении наблюдения, об открытии конкурсного производства, о признании должника банкротом, о прекращении производства по делу о банкротстве;
  • расходы на выплату арбитражному управляющему вознаграждения.

Судебные расходы покрываются за счет имущества фирмы-должника и вне очереди (ст. 59 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Если же суд вынесет определение об отказе во введении наблюдения и оставит заявление без рассмотрения, расходы придется оплачивать заявителю, который подавал в суд заявление кредитора.

Процедура наблюдения

Наблюдение – это процедура, которая применяется в деле о банкротстве к фирме-должнику в целях (глава IV Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»):

  • обеспечения сохранности имущества должника;
  • проведения анализа финансового состояния должника;
  • составления реестра требований кредиторов;
  • проведения первого собрания кредиторов.
  • По общему правилу процедура наблюдения длится 7 месяцев.
  • Сохранность имущества должника – ключевой фактор, который необходим для анализа финансового состояния несостоятельной компании и в дальнейшем принятия решения относительно справедливого удовлетворения требований кредиторов, а также будущего организации.
  • На период процедуры наблюдения суд назначает временного управляющего.

Анализ финансового состояния должника

  1. Данный анализ проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.
  2. Анализ финансового состояния проводится на основании документов бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности должника, достоверность которых подтверждена аудитором.
  3. Временный управляющий на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, осуществляет обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.

Реестр требований кредиторов

Каждый кредитор с момента введения процедуры наблюдения направляет свои требования временному управляющему и в арбитражный суд. Таким образом выясняется общее количество кредиторов должника и характер их требований.

Каждое требование кредитора суд рассматривает отдельно, проверяет обоснованность их требований и выносит определение о включении или об отказе во включении в реестр.

Кредиторы, заявившие свои требования в течение 30 дней со дня опубликования сообщения о введении процедуры наблюдения и включенные в реестр требований кредиторов, имеют право участвовать в первом собрании кредиторов. Требования кредиторов, пропустивших этот срок, рассматриваются в следующей процедуре, после наблюдения. Также такие кредиторы не имеют права голоса на первом собрании кредиторов.

Созыв первого собрания кредиторов

Проведение первого собрания кредиторов – это еще один важный этап процедуры наблюдения.

Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения.

В первом собрании кредиторов принимают участие без права голоса руководитель должника, представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия, представитель работников должника и представитель органа по контролю (надзору).

К компетенции первого собрания кредиторов относятся, в частности:

  • принятие решения о введении финансового оздоровления;
  • принятие решения о введении внешнего управления;
  • принятие решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • образование комитета кредиторов, определение количественного состава и полномочий комитета кредиторов;
  • определение дополнительных требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;
  • выбор реестродержателя из числа реестродержателей, аккредитованных саморегулируемой организацией.

Завершение процедуры наблюдения

Временный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, не позднее чем за пять дней до даты заседания арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении наблюдения.

К отчету временного управляющего прилагаются:

  • заключение о финансовом состоянии должника;
  • заключение о наличии или об отсутствии оснований для оспаривания сделок должника;
  • обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение

о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

Права и обязанности временного управляющего при процедуре наблюдения по ст. 66 и 67 закона №127-ФЗ "О несостоятельности"

В ст. 66-67 перечислены основные права и обязанности временного управляющего, назначаемого арбитражным судом на время процедуры наблюдения, введенной с целью анализа положения дел в фирме должника и определения первичного объема претензий кредиторов.

Также в п. 2 ст. 67 приведен список документов, которые должен представить управляющий на заседание арбитражного суда по итогам наблюдения. Типовые формы и правила составления документов по итогам работы временного управляющего представлены отраслевыми нормативными актами и постановлениями исполнительной власти.

Права временного управляющего

Согласно положениям ст. 66 закона 127-ФЗ, временный управляющий имеет право:

  • требовать от суда признания сделок должника недействительными или отмены последствий ничтожных сделок должника;
  • оспаривать претензии кредиторов к должнику;
  • присутствовать на заседаниях, где рассматриваются возражения должника на претензии кредиторов;
  • ходатайствовать перед судом о введении дополнительных способов защиты собственности должника;
  • требовать снятия с должности директора фирмы должника;
  • запрашивать любые документы и сведения о деятельности банкротящейся фирмы.

Управляющий подает заявление в суд о признании недействительными любых сделок, совершенных руководством предприятия должника во время наблюдения, если в результате таких сделок активы предприятия были уменьшены более, чем на 5%. Кроме того, управляющий вправе оспаривать и другие сделки, осуществленные руководством должника, если такие сделки могут ущемлять права кредиторов или препятствовать восстановлению платежеспособности фирмы должника.

Если управляющий посчитает, что претензии кредиторов к должнику необоснованы, он вправе их оспорить, как и возражения должника к претензиям кредиторов.

В качестве дополнительных мер защиты управляющий вправе применить с одобрения арбитражного суда запрет на совершение руководителем фирмы должника любых юридически значимых действий, если посчитает, что такие действия являются попытками обналичить активы с целью избежать выплат по кредитам.

Согласно п. 2 ст. 66, любые сведения, которые могут понадобиться временному управляющему, дирекция фирмы обязана ему предоставить в течение 7 дней.

Также временный управляющий вправе запрашивать данные о финансовых операциях и гражданских сделках должника в органах власти и контролирующих структурах, причем сведения предоставляются управляющему бесплатно.

Управляющий вправе получать в том числе сведения о фирме банкрота, составляющие налоговую тайну для третьих лиц (Письмо Минэкономразвития №19062).

Перечень обязанностей управляющего

К обязанностям временного управляющего относятся (ст. 67 127-ФЗ):

  • обеспечение сохранности собственности должника и активов его фирмы;
  • проведение анализа экономического положения фирмы должника;
  • поиск кредиторов должника;
  • ведение реестра требований кредиторов;
  • оповещение кредиторов о начале процедуры наблюдения;
  • созыв первого собрания кредиторов и ведение протокола собрания.

Обеспечение сохранности имущества подразумевает не только защиту такого имущества от растрат внутри компании, но и предотвращение падения рыночной стоимости имущества по причине простоя предприятия, например, в отношении продукции предприятия с ограниченным сроком годности. Управляющий обязан представить в арбитражный суд план по обеспечению сохранности активов банкротящегося предприятия до завершения наблюдения.

Анализ экономического и финансового положения дел в компании должника проводится управляющим на основе данных, полученных от уполномоченных органов власти, включая ФНС и Пенсионный фонд, а также от дирекции и бухгалтерии фирмы должника.

Поиск кредиторов осуществляется по найденным кредитным договорам должника, по бюро кредитных историй и произвольно по кредитным организациям, в которых предположительно или по неофициальным сведениям мог кредитоваться должник. Важно учесть, что временный управляющий может быть привлечен к гражданской ответственности за невключение в список кредиторов лиц, которых он должен был и мог отыскать, по мнению арбитражного суда.

Ведение реестра требований временный управляющий обязан осуществлять только в случае, если собрание кредиторов не назначило реестродержателя. Оповещение кредиторов о введении наблюдения осуществляется через письма с уведомлением о вручении.

Помимо перечисленных обязанностей, п. 2 ст. 67 гласит, что временный управляющий должен подготовить отчет об итогах процедуры наблюдения и предоставить его на рассмотрение в арбитражный суд за 5 дней до заседания по итогам наблюдения.

Форма отчета утверждена Приказом Минюста №195. В документе должна быть приведена следующая информация:

  • наименование суда, дата, время и место составления отчета;
  • все реквизиты фирмы должника, юридический и фактический адреса;
  • данные о временном управляющем и его помощниках;
  • список жалоб на управляющего и его помощников;
  • список принятых мер по сохранению собственности должника;
  • список-выписка требований кредиторов из реестра с указанием общей суммы и процентов;
  • инвентаризационная и примерная рыночная стоимость активов должника;
  • данные о правах собственности на недвижимость.

В списке жалоб нужно кратко указать для каждой жалобы ее суть, итоги рассмотрения и принятые меры.

К отчету управляющий обязан приложить документы:

  • письменный анализ финансового состояния фирмы должника с выводами;
  • резолюцию о наличии или отсутствии причин для оспаривания сделок несостоятельного лица;
  • резолюцию о возможности восстановления платежеспособности должника путем финансового оздоровления или внешнего управления;
  • протокол первого собрания кредиторов.

В выводах к анализу финансового состояния управляющий должен указать, достаточно ли материальных ресурсов у должника или заинтересованных кредиторов для покрытия судебных издержек и выплат управляющему и его помощникам, а также выразить аргументированную позицию, имеет ли смысл проводить процедуру оздоровления или внешнего управления или следует объявить должника банкротом и начать конкурсное производство.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *