Водителей будут лишать прав из-за болезней: кого это коснется

После подтверждения диагноза такого заболевания водители будут автоматически лишаться прав на управление транспортным средством. Оспорить такое решение можно будет только через суд. Если заболевание не подтвердиться, то прав лишать не будут, однако на время проверки садиться за руль все равно нельзя, иначе можно получить штраф на 5000 — 15 000 рублей по статье 12.7 КоАП.

Водителей будут лишать прав из-за болезней: кого это коснется

Это нововведение, разработанное МВД совместно с Минздравом, призвано повысить безопасность на дорогах, так как медосмотр большинство водителей проходит один раз в 10 лет – при получении и замене прав.

За это время здоровье человека может сильно ухудшиться и как водитель он может представлять угрозу обществу, однако по действующим правилам он может управлять машиной на вполне законных основаниях.

Водителей будут лишать прав из-за болезней: кого это коснется

Перечень опасных заболеваний содержится в постановлении правительства №1604.

К ним, в частности, относятся: неработоспособность конечностей, плохое зрение, психиатрические расстройства, алкоголизм и наркомания.

Данные о таких заболеваниях будут передаваться медицинскими организациями (как государственными, так и частными) через единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). 

Водителей будут лишать прав из-за болезней: кого это коснется

В случае, если у водителя будут выявлены заболевания опорно-двигательного аппарата, которые, например, запрещают управление автомобилями с механической трансмиссией, но разрешают с автоматом, нужно будет явиться в МРЭО, где в права будет внесена соответствующая поправка. До этого ездить со старыми правами нельзя. То же самое касается зрения – если его можно  скорректировать очками или линзами, эту информацию необходимо внести в права.  

Водителей будут лишать прав из-за болезней: кого это коснется

Новый регламент заработает с марта следующего года. С этого же времени водителям не нужно будет нести медицинскую справку в ГИБДД, которая требуется при получении водительского удостоверения – сведения о ней поступят напрямую в ГИБДД через ЕГИСЗ.

С 1 февраля 2022 года сотни российских водителей лишат прав без нарушения пдд

pixabay.com, yandex.ru

С 1 февраля 2022 года многие водители могут лишиться водительских удостоверений, если они имеют физические противопоказания на управление транспортными средствами либо стоят на учёте в психоневрологических или наркологических диспансерах, имея определённые заболевания.

Теперь все данные от Минздрава РФ будут передаваться МВД РФ, сотрудники которого будут аннулировать права из-за наличия медицинских противопоказаний.

Получить их вновь водитель сможет лишь после того, как проблемы со здоровьем окажутся решены, и только после повторной уплаты государственной пошлины.

Процесс лишения прав из-за медицинских противопоказаний будет происходить без решения суда, но водитель сможет его оспорить, если он не согласен с решением МВД РФ и Минздрава.

Водителей будут лишать прав из-за болезней: кого это коснется

Такое нововведение было разработано МВД совместно с Минздравом, чтобы повысить безопасность на дорогах, так как медосмотр большинство водителей проходят один раз в 10 лет – при получении и замене прав.

За это время здоровье человека может сильно ухудшиться, и как водитель он может представлять угрозу обществу, однако, по действующим правилам, он может управлять машиной на вполне законных основаниях.

Водителей будут лишать прав из-за болезней: кого это коснется

Перечень опасных заболеваний содержится в Постановлении Правительства РФ № 1604.

К ним, в частности, относятся: неработоспособность конечностей, плохое зрение, психические расстройства, алкоголизм и наркомания.

Данные о таких заболеваниях будут передаваться медицинскими организациями (как государственными, так и частными) через Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

Водителей будут лишать прав из-за болезней: кого это коснется

После подтверждения диагноза такого заболевания водители будут автоматически лишаться прав на управление транспортным средством. Оспорить такое решение можно будет только через суд. Если заболевание не подтвердится, то прав лишать не будут, однако на время проверки садиться за руль всё равно нельзя, иначе можно получить штраф от 5000 до 15000 рублей по статье 12.7 КоАП.

Водителей будут лишать прав из-за болезней: кого это коснется

В случае если у водителя будут выявлены заболевания опорно-двигательного аппарата, которые, например, запрещают управление автомобилями с механической трансмиссией, но разрешают с автоматом, нужно будет явиться в МРЭО, где в права будет внесена соответствующая поправка. До этого ездить со старыми правами нельзя. То же самое касается зрения – если его можно скорректировать очками или линзами, эту информацию необходимо внести в права.

Ранее Сиб.фм писал о том, что в России готовятся ужесточить наказание за нарушение ПДД. Ещё 32 железнодорожных переезда в Новосибирской области оборудовали системой отслеживания нарушений ПДД водителями автотранспорта, а также депутаты горсовета Новосибирска попросили Мишустина изменить ПДД.

Изменения ПДД

Подробности Категория: ПДД Опубликовано 23.06.2022

Водителей будут лишать прав из-за болезней: кого это коснется

22 июня 2022 года в Госдуму был внесён законопроект, разработанный совместными усилиями Минздрава и МВД. Поправки позволят выявлять водителей, которые по состоянию здоровья не должны садиться за руль, и лишать их водительских прав.

Законопроект о лишении прав по болезни 2022

Данные поправки разрабатывались и дорабатывались Минздравом и МВД уже несколько лет. В начале июня 2022 года инициативу поддержали в Комитете Правительства по законопроектной деятельности.

22 июня 2022 года в ходе заседания Правительства на обсуждение был вынесен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 23 и 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и статью 10 Федерального закона «О персональных данных»».

В этот же день документ был одобрен и внесён в Госдуму. 23 июня 2022 года законопроект уже направили на рассмотрение в профильный комитет ГД (по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры). Сейчас идёт подготовка документа к рассмотрению в первом чтении.

Для чего нужны эти поправки?

Как говорится в пояснительной записке, в течение последних 5 лет подразделениями Госавтоинспекции на основании судебных решений о прекращения права на управление транспортными средствами лицам, имеющим заболевания, препятствующие безопасному управлению транспортными средствами, было аннулировано более 105,4 тыс. водительских удостоверений.

Проблема в том, что сейчас водители, для которых управление транспортом не является трудовой деятельностью, проходят обязательный медосмотр только раз в 10 лет – при замене водительских прав.

Отсутствие межведомственного информационного взаимодействия между Минздравом и МВД по обмену информацией о гражданах, имеющих противопоказания к водительской деятельности, приводит к тому, что водители, у которых выявлены медицинские противопоказания либо ранее не выявлявшиеся медицинские показания или медицинские ограничения, продолжают управлять транспортными средствами до истечения срока действия водительских удостоверений. Это создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровью граждан.

Внеочередной медосмотр водителей

Законопроектом вводится новый вид внеочередного медосмотра для водителей:

Водителей будут лишать прав из-за болезней: кого это коснется

  • «внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, у которых при проведении обязательного периодического медицинского осмотра, медицинских освидетельствований (за исключением обязательных медицинских освидетельствований) либо при оказании медицинской помощи выявлены заболевания (состояния), являющиеся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами».

Обратите внимание: сейчас в тексте закона «О безопасности дорожного движения» внеочередное обязательное медосвидетельствование предусмотрено только в случае, когда заболевания выявлены при проведении обязательного периодического медицинского осмотра. В случае принятия же новых поправок, сюда добавятся ещё 2 процедуры:

  • медицинское освидетельствование (не только обязательное — любое);
  • оказание мед. помощи.

То есть, по факту, водителя смогут направлять на внеочередной медосмотр после любого обращения к медикам, если будут выявлены соответствующие заболевания или состояния здоровья, мешающие управлению транспортом.

Электронная медсправка

Также, согласно тексту поправок, в закон вносится требование об оформлении медсправки водителей в виде электронного документа. Она будет вносится в информационную систему, доступ к которой будет иметь и Минздрав, и МВД, а бумажная копия может быть выдана водителю по его требованию:

  • «По результатам обязательного медицинского освидетельствования, в том числе внеочередного, медицинское заключение формируется в форме электронного документа, подписанного с  использованием усиленной квалифицированной электронной подписи врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом, руководителем медицинской организации (его заместителем) и медицинской организацией, и размещается в федеральном реестре документов, содержащем сведения о результатах медицинского освидетельствования, который ведется в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), а также при наличии соответствующего волеизъявления лица, прошедшего обязательное медицинское освидетельствование, в том числе внеочередное, выдается в форме документа на бумажном носителе, подписанного врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом и руководителем медицинской организации (его заместителем) и заверенного печатью медицинской организации».
Читайте также:  Соглашение о переводе долга: образец трехстороннего между юридическими лицами

Как будут лишать прав по болезни?

Если в ходе обследования медработник выявит состояния или болезни, с которыми нельзя садиться за руль, он будет обязан:

  • сообщить об этом водителю;
  • внести соответствующую информацию в реестр.

Одновременно с этим, водитель направляется на дальнейшее обследование или лечение, а также на внеочередной медосмотр – его нужно пройти до истечения 2 месяцев со дня внесения данных в реестр.

Внеочередной медосмотр проводится врачом-специалистом по профилю выявленного заболевания или состояния (например, если проблема со зрением – то офтальмологом). То есть, проходить полностью всех специалистов не нужно.

В случае подтверждения у водителя отклонений по здоровью:

  • выданная ранее медсправка аннулируется;
  • выдаётся новая медсправка с новым заключением (об ограничении или запрете на управление транспортом);
  • информация об этом вносится в реестр, о чём уведомляется МВД.
  • Если не пройти обязательный внеочередной медосмотр в течение 2 месяцев, то предыдущая медсправка аннулируется, о чём также уведомляется МВД.
  • Если водителю по состоянию здоровья нельзя садиться за руль (выявлены медицинские противопоказания) или в течение 2 месяцев внеочередной медосмотр так и не был пройден, то ГИБДД прекращает действие водительских прав и информирует об этом водителя.
  • Если водителю можно садиться за руль с определенными ограничениями (выявлены медицинские показания или медицинские ограничения), то ГИБДД прекращает действие ранее выданных прав и информирует водителя о необходимости получения нового водительского удостоверения (с учетом выявленных ограничений или показаний).

Как медики узнают, есть ли у человека водительские права?

Как указано в законопроекте, МВД и Минздрав будут обоюдно обмениваться сведениями (в электронной форме) об оформленных, аннулированных медицинских заключениях (медсправках) и о выданных водительских удостоверениях с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Таким образом, медики смогу получить информацию о том, является пациент водителем или нет, а МВД – получать информацию о состоянии здоровья водителей.

А как же персональные данные?

Согласно действующей редакции закона «О персональных данных», передавать информацию о состоянии здоровья граждан запрещено, за рядом исключений. Согласно тексту законопроекта, в число этих исключений добавляется формулировка «о безопасности дорожного движения», что позволит ГИБДД получать данные о состоянии здоровья граждан без нарушения требований о персональных данных.

Когда водителей начнут лишать прав по болезни?

Сейчас документ только внесён в Госдуму. Его должны одобрить в трёх чтениях, затем утвердить в Совете Федерации, после чего положить на подпись Президенту. Согласно тексту законопроекта, в случае подписания, новый закон вступит в силу с 1 марта 2023 года.

Смотрите, какая тема — Новый закон об автоматическом лишении прав при болезнях: когда вступит в силу?

  1. По действующему законодательству 2022 года рядовой водитель обязан проходить медкомиссию раз в 10 лет.
  2. Таким образом, если сразу после прохождения врачей появилась некая болезнь, являющаяся противопоказанием к вождению, то такой водитель может законно ездить ещё 10 лет.

  3. Эту ситуацию пытаются исправить изменениями и новым законом об автоматическом лишении прав при обнаружении таких заболеваний.
  4. Если поправки примут, то новые правила аннулирования водительского удостоверения начнут действовать с 1 марта 2022 года.

  5. Суть изменений в том, что водительскую медсправку сделают электронной, и результаты медосмотра будут храниться в единой базе данных.
  6. При этом, справка будет автоматически отправляться в ГИБДД.
  7. Но самое главное в том, что при любом взаимодействии с врачами в период действия справки вся информация будет автоматически передаваться в ГИБДД.

    Даже если вы просто обратились к врачу (в травмпункт, например).

  8. И, если будет подозрение на появление противопоказания, то вас отправят на проверку здоровья, а права временно аннулируют на время прохождения медкомиссии.
  9. Если диагноз подтвердиться, то тогда и произойдёт автоматическое лишение прав.

    Если нет, то аннулированное в/у будет восстановлено.

Существующая проблема в 2022 году позволяет фактически целых 10 лет управлять автомобилем при наличии заболевания, с которым водить строго запрещено. Например, даже с эпилепсией или шизофренией.

Об этом недочёте в российском законодательстве известно уже давно, и также давно власти пытаются внести коррективы в такое важное условие наличия права управления, как состояние здоровья автолюбителей. Однако, руки дошли до дела только недавно.

МВД совместно с Минздравом издали проект нового закона об автоматическом лишении водительских прав в случае появления заболеваний – теперь в ГИБДД смогут более оперативно отслеживать такие болезни, так как вся информация будет передаваться электронно. Даже при обращении к врачу водителю смогут аннулировать права. О том, как именно это будет работать и когда вступит в силу, рассказываем в данной статье со ссылками на официальные источники.

Что за новый закон об автоматическом лишении за заболевания?

Никакого нового закона, на самом деле, ещё нет. Речь идёт о законопроекте – то есть предложении принять поправки в уже существующий ФЗ, который регулирует основы безопасности дорожного движения в России, в том числе её медицинское обеспечение – условия здоровья граждан для приобретения права управления транспортными средствами и права называться гордым званием «водитель» автомобиля.

Говоря проще, речь идёт о следующих изменениях.

  • В РФ вот уже более 25 лет существует Федеральный закон №196 О безопасности дорожного движения – это главный нормативный акт, регулирующий движение по дорогам России и вне их на машинах.
  • В нём же есть статья 23, регулирующая медицинскую сторону такой безопасности – обязанность водителей проходить медобследования, запрет управлять с противопоказаниями и другие.
  • Так как в ФЗ поправки вводятся другими соответствующими федеральными законами «О внесении изменений», и их должны принять для вступления в законную силу, то сначала разрабатывается проект такого ФЗ об изменениях.

И вот как раз МВД совместно с Министерством здравоохранения России разработали инициативу с предложением внести обновления в статью 23 ФЗ-196 в целях усовершенствования законодательства о вождении при наличии противопоказаний.

При этом, в большинстве источников вы прочитаете информацию лишь о том, что якобы вводится автоматическое лишение прав в случае появления у водителя таких противопоказаний. Последние могут быть выявлены даже при обращении в больницу.

Например, если человек обратился даже в травмпункт с травмой головы, то его якобы могут направить на медосвидетельствование, где проверят, не появилась ли вследствие этого у него какая-либо болезнь – к примеру, психические расстройства или даже слепота.

В случае подтверждения диагноза такого водителя лишат водительских прав автоматически путём межведомственного взаимодействия.

Но перейдём от слухов к фактам. И правда заключается в том, что проект нового закона об автоматическом лишении прав, действительно, есть. Но не всё является правдой, что описано во многих изданиях.

Речь идетё о проекте Федерального закона №00097252. Вот его официальная страница на портале нормативно-правовых актов РФ. И инициатива эта далеко не новая – ей, на самом деле, уже почти 2 года. Просто к обсуждению и освещению в прессе пришли много позднее.

Вы также можете прочитать официальный текст проекта нового закона об автоматическом лишении водительского удостоверения при выявлении заболеваний.

Водителей будут лишать прав из-за болезней: кого это коснется

Когда начинает действовать?

По тексту данного проекта официальное вступление в силу должно произойти с 1 марта 2022 года. К слову, эта дата совпадает с введением штрафа за отсутствие техосмотра.

Однако, и здесь не всё так просто. Дело в том, что дата начала действия автоматического лишения указана непосредственно в том же «черновике», именуемом проектом. Для того, чтобы само вступление приобрело статус действующего, нужно, чтобы этот проект нового закона приняли. А для этого должно пройти достаточно много этапов:

  1. сначала проект нового закона о лишении водительских прав за заболевания водителей регистрируется в Госдуме,

Смэв продлевает жизнь: россиян предложили лишать прав при ряде заболеваний

Правительство внесло в Госдуму законопроект, по которому ГИБДД сможет лишать водительских прав в случае ухудшения состояния здоровья.

Сейчас водители проходят медицинское освидетельствование раз в 10 лет, однако за это время с человеком может случиться что угодно. До сих пор Минздрав и МВД не обменивались данными, но такой механизм может появиться с 2023 года.

Как он будет работать и в каких случаях водители могут лишиться прав, разбирались «Известия».

Зачем разработан законопроект

Изменения предлагается внести в законы «О безопасности дорожного движения» и «О персональных данных». Разработан документ по поручению президента Владимира Путина от 17 июля 2019 года.

Президент поручил создать единую информационную базу с данными о людях, которые имеют противопоказания или ограничения к управлению транспортными средствами.

Необходимо было обеспечить возможность обмена этими сведениями с органами внутренних дел РФ.

Законопроект затрагивает проблему лишения прав водителей с медицинскими противопоказаниями или ограничениями, о которых не знает ГИБДД. Чаще всего люди в таком случае продолжают водить автомобиль.

Канал передачи информации будет организован с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ): данные об обнаружении противопоказаний или ограничений у водителей, которые выявят во время медосмотров, освидетельствований или оказания медицинской помощи, будут передаваться в органы внутренних дел.

Сейчас водители с выявленными медицинскими противопоказаниями или ограничениями зачастую продолжают управлять транспортными средствами до тех пор, пока срок действия прав не истечет. За последние пять лет подразделения ГАИ аннулировали более 105 тыс. водительских удостоверений на основании судебных решений в отношении людей с ограничениями по здоровью.

Чтобы документ не противоречил требованиям о защите персональных данных, вносятся изменения и в закон «О персональных данных». Также подчеркивается, что документ создан в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения», поэтому не потребует дополнительного финансирования.

Как будет работать система

Будет изменен подход к системе прохождения внеочередного обязательного медицинского освидетельствования. Работать это будет следующим образом.

Водитель приходит на медицинский осмотр либо получает медицинскую помощь, и у него обнаруживают заболевание или состояние, при котором нельзя водить автомобиль.

Информация поступает в федеральный реестр, который ведется в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

Водителя направляют на медосвидетельствование. Если врачи подтверждают диагноз, несовместимый с вождением, то предыдущее медицинское заключение аннулируют и вместо него выдают новое, которое через СМЭВ поступает в ГИБДД. Ранее выданное заключение автоматически аннулируют, если водитель не явится на медосвидетельствование.

Когда информация поступает в ГИБДД, права признаются недействительными. Если же речь идет не о противопоказаниях, а о новых ограничениях или показаниях, то удостоверение тоже признается недействительным, но водителю сообщают, что он должен получить новое.

В Минздраве пояснили «Известиям», что ранее медорганизации направляли сведения о результатах обязательного освидетельствования водителей непосредственно в информационные системы МВД, а теперь будут передавать в ЕГИСЗ. Сейчас там уже находятся сведения об освидетельствованиях претендентов на владение оружием.

Поможет ли законопроект

Есть три типа противопоказаний: первый полностью исключает возможность получения прав, второй предполагает создание особых условий для того, чтобы человек мог сесть за руль (например, наличие специальных приспособлений, конструктивных элементов), третий включает ограничения к управлению — например, нельзя садиться за мотоциклы или грузовые машины.

Причины, по которым могут совсем запретить водить, в большинстве своем из области психиатрии. В перечне «запретных» для водителей заболеваний психические расстройства (деменция, галлюцинации, делирий и ряд других), шизофрения, аффективные расстройства (в том числе биполярное расстройство), невротические расстройства (сильные фобии, тревожность, истерики и т.д.

), расстройства личности и поведения (например, вуайеризм и эксгибиционизм), а также умственная отсталость, эпилепсия, слепота на оба глаза, ахроматопсия (вид дальтонизма, когда всё видится только в черно-белом цвете). Всё остальное может стать причиной для ограничений или особых показаний для водителей.

Тем не менее почти все эти состояния могут случиться с человеком, уже получившим права.

Вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов замечает, что раньше выявление водителей, у которых так кардинально изменилось состояние здоровья, происходило исключительно по случайности.

— Автоматический обмен данными Минздрава и ГИБДД позволит закрыть пробел, — сказал он «Известиям».

Гендиректор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль также положительно оценивает инициативу, замечая, что она обсуждается еще с 2018 года, когда МВД выступило с подобной инициативой.

Однако люди, страдающие психическими заболеваниями, поведенческими расстройствами, в том числе из-за употребления наркотиков, хронического алкоголизма, часто уклоняются от медосмотров и посещений врача, говорит он.

Зампред комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов также отметил, что проблему этот законопроект решит только частично.

— Чтобы полностью устранить проблему, надо постоянно мониторить ситуацию, — сказал он «Известиям». — Когда человек встал на учет в наркологический или психоневрологический диспансер, лишен водительского удостоверения или что-то с ним произошло — только в этих случаях он попадает в эту систему. В случаях, когда он не попался или не пришел куда-то добровольно, это не будет работать.

Управляющий партнер адвокатского бюро города Москвы «Матюнины и партнеры» Олег Матюнин замечает, что новые правила информационного обмена могут побудить граждан к «сознательному сокрытию своих заболеваний».

— Люди могут перестраховываться и не обращаться за медицинской помощью, лишь бы не лишили прав, тем самым только усугубляя течение болезни, — сказал он «Известиям». — Мне кажется, будущее за специальным оборудованием автомобиля, которое тестирует текущее состояние водителя и либо позволяет, либо не позволяет машине тронуться с места.

Будет ли работать предложенная система

  • Специалист в сфере правового консалтинга Нихад Касумов, отмечая пользу идеи, замечает, что весь вопрос в том, как будет реализовываться этот законопроект на практике и насколько эффективным будет межведомственное взаимодействие.
  • Система будет строиться через ЕГИСЗ, а вопрос качества работы этого реестра заключается скорее в наполнении всех его разделов, считает медицинский юрист, руководитель компании «Юринк» Юрий Рыбко.
  • — Здесь очевидны две проблемы: во-первых, не все медицинские организации подключены к этой системе; и во-вторых, не все медицинские организации оперативно вносят в систему необходимую информацию, — сказал он «Известиям».

Рыбко замечает, что, согласно законопроекту, в реестре планируется размещать не только результаты медицинского освидетельствования, но и информацию от врачей, оказывающих медицинскую помощь. Узких мест, по его мнению, здесь несколько.

Во-первых, не всем понравится после обычного похода в поликлинику уйти оттуда с направлением на внеочередную водительскую комиссию. Во-вторых, неясно, будут ли все врачи обязаны проверять у своих пациентов наличие водительских удостоверений.

— В-третьих, непонятно, как исключить случаи, когда пациент не знал, что ему выписали такое направление или у него есть объективные причины не пройти освидетельствование за два месяца, — говорит Рыбко. — В-четвертых, часть расстройств носит временный характер. Нужно ли пациента с постельным режимом направлять на медицинское освидетельствование?

По его словам, все эти вопросы нужно проработать в подзаконных актах.

Есть ли риски у законопроекта

Адвокат Александр Иноядов говорит, что инициатива по внедрению автоматизированного информационного обмена как минимум повлечет разглашение врачебной тайны. Однако большинство экспертов не считают это проблемой.

— Потребуется брать с каждого автомобилиста разрешение на передачу персональных данных, в том числе касающихся наличия хронических заболеваний, в МВД, — замечает Денис Мигаль.

— Поэтому важно, чтобы личные данные автомобилистов, передаваемые в МВД, касались только тех заболеваний, которые влияют непосредственно на управление автомобилем.

Процесс передачи и место хранения информации должны быть надежно защищены от кибератак и хищений.

Юрист Европейской юридической службы Юлия Цын заметила, что по ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан» обмен информацией и размещение в медицинских информационных системах не является раскрытием врачебной тайны.

Более того, Юрий Рыбко считает, что при положительном опыте законодательной инициативы и совершенствовании всех узких мест подобная практика может быть распространена и на другие ситуации, при которых реализация права гражданина зависит от состояния его здоровья. Например, в отношении людей, которые владеют оружием, работают с детьми и в социально значимых объектах, и в других случаях, когда это влечет какую-то угрозу безопасности.

Водителям поправят здоровье: Минздрав начнет передавать в ГИБДД сведения о болезнях автолюбителей — Газета.Ru

C марта 2022 года медсправки, необходимые для получения и продления водительских прав, не надо будет предъявлять в ГИБДД. МВД будет получать сведения о здоровье водителей от Минздрава, говорится в соответствующем законопроекте.

Госавтоинспекция будет приостанавливать действие прав на время внеочередной проверки здоровья водителя и, если диагноз подтвердится, лишать его удостоверения.

МВД опубликовало доработанный совместно с Минздравом проект поправок к закону «О безопасности дорожного движения».

Документ предусматривает создание новой федеральной информационной системы, в которой будут храниться электронные медицинские справки, необходимые для обмена и получения водительских прав.

Сейчас справки выдаются гражданам по результатам осмотра медорганизациями (государственными и частными), имеющими на это лицензию.

Как отмечается в пояснительной записке, за 10-летний срок действия прав на управление транспортным средством у водителя могут обнаружить заболевание, которое является противопоказанием для вождения, но ГИБДД об этом не узнает. Это создает угрозу безопасности движения, написал «Коммерсантъ».

Как отмечает издание, сегодня таких водителей чаще всего выявляют случайно. Например, при расследовании ДТП следователь запрашивает у Минздрава данные об автолюбителе и выясняет, что тот стоит на учете у нарколога. За последние три с половиной года подразделения ГИБДД на основании решения судов аннулировали 16,2 тыс. прав у водителей, имевших противопоказания.

МВД и Минздрав решили изменить эту ситуацию. Если врач на очередном медосмотре, при визите в поликлинику либо при оказании экстренной помощи обнаружит у водителя заболевание, которое является противопоказанием для вождения, его направят на внеочередное медицинское освидетельствование к врачу-специалисту.

В частности, речь идет о гражданах с плохим зрением, неработоспобностью конечностей, алкоголизмом, наркоманией и т.д.

Медорганизация — частная или государственная — выявив заболевание, формирует электронное сообщение и передает его по каналам Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в ГИБДД.

С этого момента ведомство автоматически приостанавливает действие водительских прав.

Что делать водителям

«Если водителя признали «больным» и приостановили действие прав, у него есть два варианта: обжаловать постановление о приостановлении действия водительского удостоверения в Госавтоинспекции либо в суде или же подождать до подтверждения/опровержения медицинского диагноза.

Однако если диагноз, препятствующий вождению транспортным средством, будет подтвержден, оспорить постановление будет крайне сложно», — прокомментировала «Газете.Ru» независимый юрист Дарья Ахтырко.

Она допустила, что в связи с принятием таких мер «решать вопрос» водители, вероятно, будут на местах с врачами, поскольку только неподтвержденный диагноз поможет восстановить водителя в его правах.

По оценкам экспертов, существующий рынок «липовых» справок перейдет в электронный формат. Если не принять антикоррупционных мер, то по сути речь пойдет о перекладывании «яиц из одной кормушки в другую».

Предлагаемая схема работать не будет из-за коррупции, полагает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. «Врачи, которые недофинансируются уже много лет, с этим законопроектом получат чудесный инструмент, чтоб диспропорцию в зарплатах компенсировать», — утверждает он.

По его словам, в частных клиниках появится «система тарифов», чтобы информация о заболеваниях никуда не передавалась и нигде не фиксировалась. «Бить нужно не по водителям, которых теперь будут гораздо чаще признавать слепыми и наркоманам, а по системе клиник, торгующих медицинскими справками», — считает Шапарин.

Ограничения к вождению

В случае, если заболевание не подтвердится, ГИБДД восстановит действие прав, получив от клиники соответствующее электронное заключение. При выявлении ограничений к вождению (например, машиной можно управлять только в очках) гражданину предложат получить новые права с соответствующей отметкой. Если водить машину будет запрещено, удостоверение аннулируют окончательно.

«Вносимые изменения направлены на оптимизацию электронного информационного взаимодействия Минздрава и МВД, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на состояние безопасности дорожного движения», — заключили в Госавтоинспекции.

Изменения в правилах: водителей с заболеваниями смогут автоматически лишать прав

Почему это, с высокой долей вероятности, будет происходить? Всё дело в том, что с марта следующего 2022 года медицинские справки будут предоставляться водителям в электронном виде, согласно новой федеральной информационной системе, а не в бумажном, как это происходит сейчас. Об этом говорится в совместном законопроекте МВД и Минздрава. Сам водитель из цепочки от медицинского учреждения до инспектора ГИБДД, по сути, исключается. Медики сами скинут справку в органы Госавтоинспекции. Если у водителя имеются противопоказания, то это будет отражено в электронном документе, который получат сотрудники ГИБДД. На основе этого документа будет принято решение, выдавать водительское удостоверение водителю или нет. Более того, если заболевания есть у водителя, который имеет водительское удостоверение, то его действие будет приостановлено до внеочередной проверки. Таким образом, если проверка выявит эти заболевания, то водителя лишат прав управления транспортным средством. Об этом говорится в вышеупомянутом законопроекте поправок к закону «О безопасности дорожного движения».

Законопроект начали разрабатывать ещё в 2019 году. С тех пор были внесены замечания от профильных ведомств. Например, там говорится о том, что за 10 лет, которые проходят в промежутке, когда водитель переоформляет водительское удостоверение, у него могли возникнуть противопоказания к управлению транспортными средствами.

Налицо опасность управления автомобилем со стороны таких водителей. К сожалению, сейчас выявить такого рода водителей достаточно проблематично. Практически невозможно, если человек нигде не «попался» сотрудникам ГИБДД на каком-либо серьёзном правонарушении.

Тем не менее, за три с лишним года было выявлено более 16-ти тысяч водителей с противопоказаниями, которые были лишены прав по решениям судов. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

Например, за 10 лет у водителя наблюдалось ухудшение зрения или он попадал на лечение по причине алкоголизма. Список болезней ранее был утверждён постановлением правительства №1604.

В списке болезней с противопоказаниями управления ТС есть алкоголизм, наркомания, плохое зрение, травмы конечностей или сердечно-сосудистые заболевания.

Если медучреждение выявит такое заболевание, информация о нём автоматически попадет в органы ГИБДД, которая получит доступ к сведениям Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

Как только выявляется заболевание, действие прав водителя управлять ТС автоматически приостанавливается. Более того, если водителя задержат при управлении транспортным средством, ему будет грозить наказание по статье 12,7 КоАП. А это, в свою очередь, грозит штрафом в размере от 5 до 15 тысяч рублей.

Водителю, если обнаружат заболевание, нужно будет пройти дополнительное обследование. Если уже оно подтвердит наличие болезни, то лишение водительского удостоверения подтверждается, а водитель лишается прав окончательно. Но будут и другие варианты. Например, если выявили ухудшение зрения, то водителю придется пройти медкомиссию, и получить права уже с отметкой об этом.

Юристы ранее отмечали, что такой порядок действий может нарушить положение о врачебной тайне. Однако поправка в закон «О персональных данных» этот момент якобы нивелируют.

Тем более, ГИБДД получит доступ к медицинским картам водителей не полностью, а только сможет получать касающиеся их деятельности сообщения от учреждений здравоохранения.

Тем не менее, опять же, многие юристы и общественники отмечают, что такая практика может повысить возможность коррупционной составляющей в отношениях между водителями, медицинскими учреждениями и органами ГИБДД. Особенно, между водителями и врачами.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *